Президент ОАО “Универсальная электронная карта” (УЭК) Алексей Попов озвучил промежуточные итоги проекта. На данный момент в работу принято порядка 42,8 тыс. заявлений на получение карточек по всей стране. (Даже три отстающих региона на Дальнем Востоке недавно тоже включились в общий процесс.) Около 25,8 тыс. УЭК уже изготовлено.
Регионом-лидером по количеству принятых заявлений является Башкортостан — 2939 заявки. За ним следует Ставропольский край — 1916, на третьем месте Москва — 1638, далее Саратовская область — 1446, замыкает пятерку передовиков Татарстан — 1376.
По словам г-на Попова, уже сейчас посредством УЭК доступно 2787 услуг в 46 субъектах РФ. Из них на региональных порталах — 1885, в терминалах самообслуживания — 1931, с применением ЭЦП — 1425.
А вот что касается интеграции проекта с федеральным единым порталом госуслуг (ЕПГУ), то здесь, по выражению г-на Попова, ситуацию иначе как дикой назвать нельзя — две государственные системы пока “не дружат”. На ЕПГУ невозможно с помощью УЭК удаленно открыть личный кабинет, а с ЕПГУ на УЭК нельзя прочитать ЭЦП. Относительно устранения данной проблемы существует несколько поручений правительства и Минкомсвязи, поэтому президент ОАО УЭК очень надеется, что Ростелеком в течение месяца сделает на едином портале необходимые доработки.
В продолжение темы г-н Попов отметил, что почему-то в обществе сложилось мнение, будто портал ОАО УЭК некоторым образом конкурирует с единым порталом госуслуг. Это не соответствует действительности. Для портала Универсальной электронной карты предусмотрены преимущественно не функции непосредственного получения услуг, а два сервиса, которые инвариантны составу услуг. Речь идет об идентификации гражданина и осуществлении платежей. Причем за счет первого из этих сервисов поставщики услуг, по уверению г-на Попова, экономят очень существенные средства, так как избавляются от необходимости физически содержать фронт-офис.
Ближайшим значимым этапом проекта должна стать пилотная интеграция УЭК с транспортной системой страны. В соответствии с поручением правительства, вышедшим осенью прошлого года, все регионы в апреле должны продемонстрировать результаты тестирования технологии оплаты поездок в общественном транспорте с помощью УЭК. Порядка 40 регионов внедряют централизованное решение, предоставленное ОАО УЭК. Остальные адаптируют собственные, ранее внедренные системы, которые сейчас должны научиться записывать на федеральные карточки свои электронные билеты. По словам г-на Попова, оплатить эти билеты можно будет в терминальной сети одного из банков, участвующих в ОАО УЭК. Прямо сейчас это можно сделать только в сети Сбербанка, в ограниченном числе регионов. Однако, как уверяет г-н Попов, так или иначе уже в текущем календарном году по УЭК в России точно можно будет проехать практически везде, где существует какой-либо востребованный общественный транспорт.
Говоря о проблемах проекта, президент ОАО УЭК подробно остановился на двух моментах. Первый из них касается юридическо-технической нестыковки. В соответствии с буквой закона на текущем этапе УЭК выдается по заявительному принципу (гражданам, написавшим соответствующие заявления). С 1 января 2014 г. карточки будут распространяться среди населения в обязательном порядке, а это, как утверждает г-н Попов, технически неосуществимо. Для изготовления УЭК от человека необходимо получить как минимум его актуальную фотографию и образец подписи. Это можно осуществить только в ходе персонального физического контакта и по доброй воле гражданина. Как вспоминает г-н Попов, года три назад Президентом было подписано поручение, предписывающее губернаторам создать соответствующие базы данных, но на сегодняшний день, насколько известно г-ну Попову, до сих пор нет ни одного региона, в котором президентское поручение было бы выполнено в полном объеме.
Второй проблемный момент касается финансирования. Все затраты на проект возложены на субъекты РФ, а это огромная финансовая нагрузка, даже если раздавать карточки только по заявительному принципу. Выпуск только 1 млн. УЭК сейчас обоходится почти в 300 млн. руб. (А есть и другие, инфраструктурные затраты). Как уверяет г-н Попов, в регионах таких денег нет. Их ИТ-бюджеты в лучшем случае составляют от 50 до 100 млн. руб. в год. С учетом этих реалий ОАО УЭК и Сбербанк еще осенью прошлого года отправили в регионы предложение об инвестировании. На старте проекта они на безвозмездной основе обязались заказать и оплатить некоторое количество заготовок УЭК (до 150 тыс. шт. на все субъекты), включая бесплатное предоставление для них сертификатов ключей ЭЦП. Кроме того, регионам предложена организация 5—6 пунктов приема и выдачи карт в столицах субъектов, а также предоставление координирующей информационной системы в виде облачного сервиса.
Второй комплекс инвестиционных предложений для субъектов подразумевает частно-государственное партнерство и софинансирование проекта — совместное создание единых центров процессинга и биллинга для осуществления всех нефинансовых транзакций, возникающих при обслуживании населения (в сфере транспорта, ЖКХ, медицины и пр.), включая обслуживание льготных категорий граждан.
Насколько активно регионы откликаются на данное предложение, г-н Попов умолчал; было упомянуто только, что соответствующий пилотный проект начинается в Астраханской области. Однако следует отметить, что об этом г-н Попов заявлял еще более месяца назад, и логично предположить, что динамика присоединения субъектов к инициативе ОАО УЭК пока весьма невысока.