На практической конференции “IBM BusinessConnect: соединяя бизнес и технологии”, недавно проведенной IBM совместно с компанией “Логика Бизнеса 2.0”, был представлен широкий спектр программных продуктов IBM в сфере бизнес-аналитики, организации документооборота и других областях, а также были продемонстрированы некоторые примеры внедрений, состоялись дискуссии на актуальные темы.

В своем выступлении Татьяна Сорокина, директор по продажам ПО IBM EE/A, отметила, что произошла модификация организационной структуры многих компаний, связанная с новым пониманием целого ряда внутренних процессов, а на рынке появился соответствующий ИТ-инструментарий, способный поддержать эти изменения.

ИТ как фактор серьезных организационных изменений

Участники свободной дискуссии (так, видимо, будет вполне корректно перевести модный сегодня термин “панельная”), посвященной организационным изменениям самых различных процессов, протекающих сегодня в компаниях, были единодушны в том, что новые технологии оказывают серьезное влияние на бизнес, меняют модели поведения и руководящего состава, и рядовых сотрудников.

Андрей Суворов, руководитель департамента корпоративных систем IBM EE/A, ссылаясь на результаты проведенного IBM исследования, в котором участвовало порядка 1700 руководителей компаний из 64 стран и 18 отраслей, отметил, что директора крупнейших организаций признают, что роль сотрудника сегодня серьезно меняется. Многие успешные организации переходят от жестко выстроенной структуры к более свободной форме организации труда с наделением сотрудников большими полномочиями. В ближайшие 3—5 лет, согласно данным того же исследования, ИТ станут более сильным катализатором организационных изменений, чем экономические факторы.

Татьяна Соловьева, директор по управлению персоналом IBM EE/A, уверена, что в современной успешной компании должна существовать открытая платформа для обмена информацией между сотрудниками независимо от их статуса и фактического местонахождения. В самой IBM, как она констатировала, сложилось “позитивное отношение” к удаленной работе персонала и к тому же имеется большой набор инструментов для обмена информацией между сотрудниками, включая внутреннюю социальную сеть. При освоении обширного инструментария, говорит г-жа Соловьева, у сотрудников появляется множество вопросов и порой даже возникает невольное внутреннее сопротивление, но когда инструментарий освоен, на смену приходит “ощущение свободы, эффективности”.

Алексей Галкин, ИТ-директор IBM в регионе Центральной и Восточной Европы, считает важным внедрять технологии не в обязательном порядке на всех участках и направлениях бизнеса, а исходя из реальных потребностей, в том числе на основании опросов, помогающих прояснять действительно положение дел “на местах”. Так, привел пример г-н Галкин, казалось бы, общепринятое и одинаково удобное для всех сотрудников перечисление зарплаты на банковскую карту на самом деле бывает неудобно для сотрудников компаний, работающих в Африке, поскольку в этом регионе банковские расчеты распространены значительно меньше, чем расчеты при помощи мобильных телефонов.

Сергей Чернышев, директор проектов компании “Домодедово”, привел данные недавних исследований Международной ассоциации авиаперевозчиков (IATA, International Air Transport Association), на которые, в частности, ориентируется его компания при планировании внедрения ИТ-услуг. Согласно этим данным, клиенты авиакомпаний предъявляют очень высокие запросы к ИТ-оснащенности аэропортов, и год от года эти запросы растут (сегодня уже порядка 70% авиапассажиров хотят получать ИТ-услуги, а к 2015 г. “ИТ-желающих” будет уже порядка 90%). Особым спросом, отметил он, пользуются услуги на базе популярных социальных сетей и аналогичных им решений. Тенденция “ухода в онлайн, мобильность и соцсети” нарастает, констатирует г-н Чернышев, — новому поколению клиентов уже не требуется живой разговор (“вербальный контакт”), им достаточно мобильного устройства.

Руководитель объединенного отдела закупок группы компаний Novartis Софья Ткачева признала, что если бы не автоматизация на базе ИТ целого ряда процессов в сфере закупок, то вряд ли удалось бы выполнить поставленную руководством компании задачу ежегодной фиксированной экономии. Выбор и взаимоотношения с поставщиком, управление контрактами, организация тендеров с использованием системы электронной торговли на базе внутренней корпоративной платформы — все эти процессы были автоматизированы, отметила она.

В ходе дискуссии ее участникам было задано несколько вопросов, и один из них был сформулирован следующим образом: “Какую характеристику вы считаете наиболее важной для лидеров современной успешной компании?” На первом месте оказались “личная харизма” вкупе со “способностью воодушевлять” (29%), на втором — “глобальное мышление” (22%), третье и четвертое места почти поделили “умение руководить в команде” (18%) и “конкурентное чутье” (17%). Таким образом, портрет идеального лидера современной успешной компании получился следующим: человек, обладающий личной харизмой, умеющий мыслить глобально, руководить коллегиально, с учетом мнений других членов команды, а кроме того, ориентирующийся в конкурентной ситуации на рынке.

Бюджетирование: еще одна миграция с Excel

Об опыте внедрения автоматизированной системы бюджетного управления в своей компании рассказал Илья Тараба, начальник планово-экономического управления ОАО “Газпром газэнергосеть”.

Как сообщил докладчик, “Газпром газэнергосеть” — это группа компаний, работающая в 17 регионах России, крупный оптовый поставщик углеводородного топлива (сжиженного углеводородного газа и нефтепродуктов). Кроме того, компания занимается оптовой реализацией нефтепродуктов, осуществляет поставки сырья на нефтехимические предприятия и ведет бизнес по целому ряду других направлений.

До реализации проекта система планирования и бюджетирования базировалась на таблицах Excel, ее узкими местами были разрозненность бюджетных моделей компаний, входящих в группу, отсутствие четкой ответственности за планирование и исполнение бюджета, а также единой, прозрачной и понятной системы распределения затрат. В числе требований руководства компании к новой системе были необходимость обеспечения связности всей информации в рамках бюджета, достоверности и точности процесса планирования доходов и расходов, упрощение процессов согласования и повышение бюджетной дисциплины.

Как сообщил Илья Тараба, в ходе проекта (октябрь 2010 — декабрь 2011) был осуществлен переход на автоматизированную модель системы планирования и бюджетирования на базе программного продукта IBM Cognos TM1. Одновременно с автоматизацией бюджетного управления осуществлялся переход на новую версию учетной системы “1С: Предприятие 8.2”, который выполнялся с учетом требований будущей системы бюджетирования и планирования.

В результате реализации проекта, констатировал г-н Тараба, распределение затрат теперь происходит по единому алгоритму и автоматически распространяется на однотипные бизнес-процессы. Таким образом, менеджмент компании получил возможность видеть результаты деятельности с высокой степенью детализации, а также с разбивкой по направлениям бизнеса и возможностью анализа работы каждого центра финансовой ответственности. В заключении Илья Тараба отметил, что следующим шагом в развитии системы должна стать возможность автоматизации формирования фактических и прогнозных показателей, а также построение системы бизнес-анализа.

BI-приоритеты

В рамках конференции был проведен еще один интерактивный опрос аудитории: “Какие направления анализа информации наиболее приоритетны сегодня для вашей компании?” Места распределились следующим образом: продажи (33%), финансы и управление рисками (22%), анализ клиентской базы — 16%, кадры — 11%.

Кристофер Дзикан, вице-президент по стратегическим инициативам бизнес-аналитики “IBM Канада”, обрисовал видение IBM путей дальнейшего развития бизнес-аналитики — ее качественных характеристик и новых возможностей ее использования бизнесом.

Согласившись с актуальностью “продажной” аналитики, г-н Дзикан назвал одним из наиболее важных результатов применения BI (на уровне компании в целом, а не на уровне лишь некоторых подразделений) повышение качества прогнозирования, что может помочь в решении различных задач самого широкого спектра. В телекоммуникационной сфере качественное прогнозирование помогает оценить вероятность оттока прибыльных клиентов и вовремя предпринять шаги по его предотвращению, в банковской — делает более эффективной борьбу с финансовыми махинациями, в городском хозяйстве — обеспечивает повышение уровня комфорта проживания горожан. Как мы видели чуть ранее на примере российской компании “Газпром Газэнергосеть”, прогнозное направление в использовании BI актуально и для нефтегазового сектора экономики.

Нарастает актуальность использования бизнес-аналитики и в таких сферах, как управление активами (в том числе планирование технического обслуживания, ремонта зданий и оборудования), а также для управления финансовыми рисками и в области пользовательской аналитики. Управление рисками, констатировал представитель “IBM Канада”, является сегодня уже обязательным направлением использования BI, а не факультативной опцией, как это было еще совсем недавно. Как показывают события на мировых рынках, вовремя остановить трейдера, играющего на рынке ценных бумаг не по правилам, — это порой вопрос существования бизнеса.

В плане пользовательской аналитики тоже произошли определенные качественные изменения в клиентском сознании, отметил Кристофер Дзикан. Если два-три года назад клиента в первую очередь интересовало, сможет ли BI снизить его расходы и каким именно образом, то теперь клиент спрашивает, как повысить прибыльность бизнеса, увеличить долю компании в бюджете заказчика, задает другие важные вопросы, связанные с расширением бизнеса и его интенсификацией. Характерным для поведения клиентов является и то, что сегодня они ориентируются в своем выборе не на “то, что скажет компания”, а на мнения и оценки других клиентов, которые уже приобрели продукт и рассказали о нем,в частности, в той или иной социальной сети.

Что касается базовых стратегических инициатив IBM, то, как отметил представитель “IBM Канада”, помимо бизнес-аналитики таковыми являются разумная планета, ЦОДы и облачные вычисления, а также ориентация на быстро развивающиеся рынки, в число которых входит и Россия.