Компания «Манго Телеком» объявила аудированные итоги работы в 2012 году и планы дальнейшего развития. За этот период значительно вырос объем бизнеса компании, и существенно расширилась его география. Выполнены крупные ресурсоемкие проекты по развитию технической инфраструктуры, совершенствованию существующих и созданию новых сервисов. «Манго Телеком» перешла на мультипродуктовую модель бизнеса и начала работать с крупными предприятиями. При этом компания вновь существенно улучшила все ключевые финансовые показатели, укрепила лидерство в сегменте ВАТС и сформировала новый перспективный сегмент российского «облачного» рынка.
В 2012 году оборот «Манго Телеком» превысил 620 млн. руб., при этом выручка составила 506.5 млн. руб., что на 55% и 67% выше аналогичных показателей 2011 года (более 400 млн. руб. и 303,4 млн. руб., соответственно). При этом в указанный период показатель EВIDTA вырос на 135%, а стоимость чистых активов увеличилась на 78%.
В прошедшем году 64% выручки пришлось на услуги связи (в 2011 — 85%); 30% — на платежи за SaaS-услуги линейки «Манго-Офис» (как включенные в абонентскую плату, так и предоставляемые в качестве дополнительных сервисов), для сравнения: в 2011 году — 11%; 6% принесла продажа оборудования. Таким образом, продолжился рост тех составляющих оборота, которые сохраняются даже при превращении телефонных разговоров в бесплатную услугу.
За 2012 год штат «Манго Телеком» увеличился на 40%, из которых 18% составили технические специалисты: инженеры и разработчики. Таким образом, расширение производственной базы сопровождалось ростом удельной эффективности (выручка в пересчете на сотрудника).
Особо заметен значительный рост показателя ARPU: в декабре 2010 года он находился на уровне 1500 руб., через год достиг 2200 руб., а в декабре 2012 года превысил 2700 руб. В группе же потребителей, использующих сервисы компании ежедневно, ARPU находится в интервале
Повышение ARPU происходило на фоне постоянного увеличения объема SIP-трафика, который не приносит дохода «Манго Телеком». В декабре 2012 года по SIP было передано 9.5 млн. мин., годом раньше — 4 млн. При этом устойчивый рост объема и доли SIP-трафика наблюдается с июля 2011 года, что связано с постепенным «замещением» традиционной телефонии во внутрикорпоративных коммуникациях абонентов. В 2012 году этот процесс ускорился в связи с движением в регионы крупных предприятий, созданием филиальных сетей, а также с активизацией регионального бизнеса, который активно открывает представительства в столицах и подразделения в других регионах.
Учитывая эту тенденцию, «Манго Телеком» реализовала в 2012 году масштабную региональную программу, открыв филиалы в наиболее экономически активных регионах страны — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Казани. Расширение географии бизнеса продолжится и в этом году. Конечной же целью региональной программы является обеспечение присутствия «Манго Телеком» в российских городах-миллионниках, а затем и в субмиллионниках. Об эффективности работы филиалов свидетельствует заметный рост их доли в продажах компании — несмотря на небольшой срок их работы. Так, за год доля Санкт-Петербурга выросла с 13% до 18%, новых филиалов — с 2% до 10%. Отмечается повышение доли (с 8% до 14%) городов, где номера ВАТС пока не предоставляются, но абоненты пользуются сервисом «Манго Телеком» по SIP-протоколу. Доля же Московского региона снизилась с 76% до 59%. Вместе с тем, именно Московский регион лидирует не только по объему потребления услуг, но и по темпу внедрения новых и инновационных функций.
Быстрый рост бизнеса «Манго Телеком» в Московском регионе и реализация региональной программы потребовали серьезного масштабирования и развития технической инфраструктуры компании. В ходе этого крупного проекта, основная часть которого пришлась на 2012 год, было произведено масштабирование всех ключевых элементов территориально-распределенной инфраструктуры, внедрены подсистемы, повышающие ее отказо- и катастрофоустойчивость и обеспечивающие непрерывность бизнеса. В итоге, создан резерв производительности и надежности, позволяющий поддержать масштабную географическую экспансию в регионы, существенный рост абонентской базы и вывод на рынок новых сервисов.
В прошедшем году компания активно развивала свой флагманский «облачный» сервис — виртуальную АТС «Манго-Офис». Здесь основными направлениями стали: дальнейшее развитие функций прямой поддержки бизнеса (информационно-аналитические сервисы, интеллектуальные средства обработки входящих звонков, инструменты формирования единого информационного пространства территориально-распределенной организации и др.), а также совершенствование юзабилити с учетом особенностей основных категорий пользователей — сотрудников и руководителей бизнес-подразделений, топ-менеджеров предприятий. Проведенное компанией исследование показало, что уже в III квартале 2012 года большинство новых абонентов (порядка 1000 организаций в месяц) выбирали ВАТС «Манго-Офис», связывая этот шаг с желанием решить конкретные бизнес-задачи (увеличение продаж, получение конкурентных преимуществ, рост бизнеса, ускорение вывода новых товаров на рынок, имиджевые соображения). При этом во всех категориях большая часть потребителей (от 60 до 79% в разных группах) руководствуется мотивами, связанными с маркетингом, управлением компанией, развитием бизнеса.
В 2012 году сервис ВАТС не только окончательно сформировался как многопользовательское облачное бизнес-приложение, но и положил начало новому сегменту российского «облачного» рынка — бизнес-приложениям с интегрированной телефонией.
Именно на этот сегмент ориентирована линейка «Манго-Офис», и в 2012 году «Манго Телеком» разработала для нее новые «облачные» бизнес-приложения. Ключевое из них — полнофункциональная CRM-система с интегрированной телефонией, функциями управления бизнес-процессами, подсчета KPI и обмена данными с бухгалтерией «1С» — запущено в коммерческую эксплуатацию в октябре 2012 года и доступно абонентам во всех регионах присутствия «Манго Телеком». Эта разработка получила высокие оценки со стороны двух старейших СМИ, обладающих исключительной экспертизой в сфере высоких технологий. Журнал PC Magazine/Russian Edition отнес ее к числу наиболее интересных новинок на российском компьютерном рынке за период с 15 сентября по 15 октября 2012 года, присудив ей статус «Продукт месяца» (Best of the Month). Издание также отметило CRM «Манго-Офис» как инновацию и достижение года, включив данный сервис в список «Лучшие из лучших» за 2012 год (Best 2012). В конкурсе «Лучший продукт — 2012», проведенном «Журналом сетевых решений LAN», этот сервис стал лауреатом в номинации «Прорыв года», в которой оцениваются наиболее инновационные продукты.
Ключевая особенность облачных бизнес-приложений линейки «Манго-Офис» — это возможность самостоятельного внедрения в сочетании с широкой функциональностью и простотой использования. По мнению компании, только такое сочетание характеристик позволяет избежать проблем, характерных для традиционного ИТ и полностью раскрыть потенциал «облачных» технологий для бизнеса.
«Прошедший год был удачным для нашей компании. Нам удалось выполнить и даже несколько превзойти планы роста. Но еще важнее, что мы укрепили клиентскую базу и диверсифицировали бизнес, переведя его на мультипродуктовую модель и заложив техническую и организационную основу для интенсивной работы в регионах, — прокомментировал Дмитрий Бызов, генеральный директор „Манго Телеком“. — Это позволяет компании в полной мере использовать тренды 2013 года на рынке ВАТС, а также открывает гораздо более широкие возможности для дальнейшего расширения российского „облачного“ рынка. Я уверен, что выбранный нами сегмент — бизнес-приложения с интегрированной телефонией — является в этом плане наиболее перспективным, ведь именно здесь имеется широкое поле для инновационных решений, которые обеспечат абонентам быстрый возврат инвестиций и возможности для повышения управленческой культуры. И именно здесь „Манго Телеком“ обладает объективными преимуществами».