За минувшие восемь месяцев компания Oracle приобрела восемь компаний, пять из которых (Xsigo, SelectMinds, DataRaker, Elodua и Nimbula) имеют отношение к облачным технологиям, и стала миноритарием еще одной облачной компании — Engine Yard (оставшейся независимой, можно предположить — пока), эксперты уверены — с прицелом на развитие собственной облачной платформы Oracle Cloud. Таким образом, серьезное отношение компании к своим облачным разработкам и перспективам их развития очевидно. Но облака — конечно же, не единственное стратегическое направление развития бизнес-приложений глобальной компании, а покупка других разработчиков — не единственный способ создания новых решений и развития уже существующих в портфолио. О стратегии развития бизнеса Oracle, ее видении текущих актуальных потребностей в ИТ со стороны российского и мирового бизнеса, конкретных проектах внедрения решений шла речь на очередном Форуме Oracle AppsForum 2013, прошедшем в символическом в плане технологических инноваций месте — в Сколкове.

Умонастроение CEO и приоритеты Oracle

Мэтт Джонсон, старший директор по разработке и развитию бизнес-приложений Oracle HQ и EMEA, посвятил свой доклад стратегическим приоритетам компании в разработке бизнес-приложений, которые базируются на результатах глобальных и российских исследований нескольких компаний (в том числе ежегодного исследования PricewaterhouseCoopers). Но в первую очередь докладчик констатировал определенное противоречие между умонастроением руководства компаний и текущим положением дел в экономике: генеральные директора продолжают фокусироваться на росте и развитии бизнеса (75% руководителей утверждают, что компания будет расти), несмотря на стагнацию в мировой экономике. Движущими силами роста генеральные директора видят, согласно глобальным опросам, персонал (так считает 71% опрошенных руководителей), взаимоотношения с клиентами (66%), инновации в продуктах производства (52%), и наконец, четвертый приоритетный фактор — управление финансами (33%). В России, добавил г-н Джонсон, приоритеты те же, но в отличие от западных руководителей у российских наблюдается несколько большее внимание к развитию производственных мощностей. Для того, чтобы следовать перечисленным приоритетам на практике, получать необходимый результат, и нужны современные бизнес-приложения, включая аналитику, выразил уверенность представитель Oracle.

Что касается первого и самого значимого приоритета — персонала, то нехватка квалифицированных кадров наблюдается не только в России — во всем мире, констатировал Мэтт Джонсон, причем не хватает не только ИТ-специалистов, но и менеджеров по продажам, управленцев и многих других. Выход, по мнению г-на Джонсона, в интенсификации труда на базе бизнес-приложений, повышении вклада каждого сотрудника в общее дело. Это достигается путем упрощения процесса управления персоналом с предоставлением сотрудникам возможности самоуправления с использованием специализированных приложений, перехода на кадровые технологии нового поколения, позволяющие снижать расходы, и на основе системы управления талантами (последнее, заметил Мэтт Джонсон, не считается в России критичным параметром — в отличие от Запада). “Ключевым моментом” управления персоналом в современных условиях является, по мнению г-на Джонсона, постоянный доступ из корпоративной системы к мобильным устройствам сотрудников. Самым важным во взаимоотношениях с клиентами докладчик назвал использование социальных сетей в качестве канала для сбыта и поля для проведения маркетинговых компаний.

Проекты

Сергей Гуральников, заместитель руководителя Федерального казначейства РФ, рассказал об итогах десятилетнего (2002—2012) проекта разработки и внедрения Автоматизированной системы ФК на базе Oracle E-Business Suite. Результатами реализации данного проекта, отметил докладчик, стали сокращение ручного труда, рост производительности в два раза, уменьшение численности персонала на 20%, сокращение количества баз данных (с 7 тыс. до 85 ед.), консолидация информации для анализа и принятия решений.

В русле дальнейшего развития ИТ Федерального казначейства были открыты и уже функционируют два сайта — по госзакупкам (zakupki.gov.ru), общая сумма заключенных контрактов на базе которого составляет 5,9 трлн. руб., а экономия — 348 млрд. руб., и сайт с информацией о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru), на котором уже размещена информация о порядка 165 тыс. зарегистрированных учреждений и предоставляемых ими услугах. Заметим со своей стороны по поводу второго сайта, что информацию о крупных и известных государственных учреждениях обнаружить на нем достаточно легко, а вот найти информацию об одном интересующем автора образовательном учреждении (обыкновенной московской школе) оказалось непросто — после нескольких неудачных попыток с вариациями поискового запроса сделать это не удалось, так что функцию поиска, очевидно, необходимо совершенствовать.

Следующим шагом развития ИТ-инфраструктуры Федерального казначейства, обозначил перспективу Сергей Гуральников, станет создание системы “Электронный бюджет”, причем уже на первом этапе будет внедряться не только интеграционная шина, но и база данных с нормативно-справочной информацией, что позволит обеспечить однократный ввод информации в систему, а следовательно, более эффективно управлять ресурсами ФК РФ.

Сабирьян Шамбазов, директор департамента по развитию ERP и фиксированной связи блока ИТ корпоративного центра группы компаний МТС, сообщил о завершении проекта миграции на новую версию Oracle E-Business Suite R12, отметив, что на начальном этапе реализации проекта были периоды, когда у команды возникало ощущение, что в ходе внедрения дорабатывается еще сырая версия, которая отдана им, чтобы “довести ее до ума”. Однако в итоге, констатировал он, когда эмоции улеглись, результаты реализации проекта можно признать “прорывными”: в частности, значительно уменьшилось количество кастомизаций, была оптимизирована складская структура.

Необходимость перехода на новую версию была вызвана тем, что Oracle E-Business Suite предыдущей версии (R11), по характеристике докладчика, становилась всё более “тяжелой” в работе и обслуживании. Во-первых, из-за сокращающейся поддержки старой версии со стороны вендора, во-вторых — в связи с высоким объемом кастомизации предыдущего решения (порядка 60%). Сжатый срок внедрения (9 месяцев от старта до начала промышленной эксплуатации) был не единственной сложностью проекта — накладывались одновременное формирование единого центра обслуживания МТС в Нижнем Новгороде, слияние с “Комстар-Регионы”, а также переход на новую аппаратную платформу x86 с использованием технологии RAC.

На предварительной стадии, при подготовке проекта рассматривались два варианта миграции на новую версию — трансформация (обновление существующего экземпляра системы за счет установки патчей) и инсталляция (практически внедрение новой системы с ее настройкой в соответствии с требованиями заказчика). У каждого из вариантов были свои преимущества и недостатки. Трансформация позволяла автоматически сохранить все исторические данные и давала экономию в виде трудозатрат на их конвертацию и выверку, в числе основных недостатков такого подхода — отсутствие возможности изменить архитектуру решения, дополнительные усилия на установку и тестирование патчей, проблемы при внедрении новой функциональности. Соответственно, инсталляция нового экземпляра системы означала дополнительные затраты времени на настройку системы, разработку процедур конвертации исторических данных, их выверку и поддержание, а в числе преимуществ — сокращение объема данных (и увеличение за счет этого производительности), возможность изменения основных архитектурных решений (организационная структура, складская, справочники). В итоге выбор был остановлен на втором варианте.

В дальнейших планах МТС, отметил г-н Шамбазов, перевод на Oracle E-Business Suite R12 “Комстар-Регионы”, розничной сети МТС (“Русская телефонная компания”) и МГТС (в настоящее время работает на решении SAP). На сегодня, отметил в заключение представитель МТС, в системе работает более 10 тыс. пользователей, а после подключения розничной сети будет в два раза больше.

Алексей Есаков, вице-президент по стратегическому развитию информационных систем нефтехимического холдинга САНОРС, рассказал о старте проекта внедрения Oracle Business Suite R12 как платформы для будущей единой корпоративной системы и о сроках его реализации — все модули планируется внедрить к декабрю текущего года. Предполагается, что система охватит производственный цикл на трех заводах холдинга и бизнес-процессы управляющей компании в сфере финансов, бюджетирования, производства, ремонта и логистики. Помимо ERP-системы для построения будущей КИС предполагается использовать и другие продукты Oracle (Hyperion Planning, Hyperion Financial Management, BI Suite и MDM), реализуется проект совместной командой из специалистов заказчика и консалтинговой компании (“Борлас”).

Приоритет облачных решений

Юрий Царьков, руководитель департамента предпроектного консалтинга Oracle СНГ, подчеркнул, что будущее ИТ — за облачными решениями, которые позволяют снижать расходы на владение ИТ-инфраструктурой. Попутно он сказал, что у этих технологий есть оборотная сторона — значительно меньшая возможность кастомизации размещенных в облаке бизнес-приложений под требования каждого заказчика.

Он отметил появление клиентов, работающих по модели SaaS, когда система устанавливается на территории компании, обслуживающей и администрирующей ее, а клиент только дистанционно загружает в бизнес-приложение данные и получает результат. Пока в числе заказчиков лишь небольшие компании, пояснил он, но интерес к работе по новой модели уже проявляют и государственные структуры, и крупный бизнес (например, в лице трех лидеров российского телекоммуникационного бизнеса). Основная проблема реализации этой модели — необходимость обеспечить надежный, непрерывный широкополосный доступ, сказал Юрий Царьков, но и в непростых российских условиях эта проблема постепенно решается.