ИТ-рынок является частью ИКТ-рынка. По некоторым оценкам, в нашей стране объем ИТ-рынка (с его тремя основными составляющими: софт, “железо”, ИТ-услуги) примерно вдвое меньше объема ИКТ-рынка, в который входят также оборудование и услуги связи. Во время презентации годовых итогов работы компании “Манго Телеком” мне было очень интересно понять, к какой части ИКТ-рынка аналитики относят её доходы — “связной” или “софтверной”?
Дело в том, что эта компания, с одной стороны, является оператором связи, а с другой — разработчиком ПО. Это находит отражение в структуре её бизнеса: в минувшем году 64% выручки компании пришлось на услуги связи; 30% — на платежи за SaaS-услуги линейки “Манго-Офис” (как включенные в абонентскую плату, так и предоставляемые в качестве дополнительных сервисов); 6% — на продажи оборудования (в основном SIP-телефонов).
Клиентами компании “Манго Телеком” являются предприятия и организации, в деятельности которых важную роль играют телефонные переговоры с поставщиками и/или потребителями, а также переговоры региональных офисов с центральным офисом или между собой. “Мы пытались классифицировать наших клиентов по отраслевому признаку, но это оказалось очень трудным делом, — говорит генеральный директор “Манго Телеком” Дмитрий Бызов. — Проще и правильнее делить их по количеству автоматизированных рабочих мест, в которых используются наши продукты. Таковых может быть от нескольких до трехсот. Но в среднем — примерно десять”.
По оценкам самой компании, в настоящее время её основной продукт “Манго-Офис” активно используют 18,5 тыс. предприятий и организаций. При этом практически всех интересует такая функциональность этого продукта, как виртуальная АТС (ВАТС). Ещё одна достаточно востребованная его функциональность — возможность осуществлять звонки в компанию прямо с её сайта. Чем часто пользуются интернет-магазины. Ведь не всегда можно осуществить выбор товара путем изучения каталога. Живое общение со специалистом (хотя бы и телефонное) всегда лучше и продуктивнее, чем длительная интернет-переписка или бесконечное блуждание по форумам. Среди относительно новых функциональностей “Манго-Офиса” — облачная CRM-cистема (предоставляется как SaaS-услуга и позволяет, среди прочего, осуществлять запись и мониторинг телефонных переговоров с клиентами).
На вопрос: “Не планируете ли вы выпустить свою CRM-cистему в качестве отдельного продукта?” — Дмитрий Бызов отвечает так: “Не планируем. На рынке и так предлагается достаточное количество “коробочных” CRM-систем. Конкурентное преимущество нашей CRM-системы заключается в её тесной интеграции с виртуальной АТС. В то же время к нашей ВАТС можно подключать CRM-cистемы других поставщиков”.
Легко заметить, что бизнес “Манго Телеком” построен на возможностях SIP-телефонии. Напомним, что от обычного телефона SIP-телефон отличается тем, что “втыкается” не в розетку офисной АТС или телефонной сети общего пользования, а подсоединяется к Интернету. При этом он (SIP-телефон) может обеспечивать не только аудио-, но и видеосвязь.
Объемы SIP-трафика стремительно растут. По данным “Манго Телеком”, в декабре 2012 г. по SIP было “передано” 9,5 млн. мин. разговоров, состоявшихся при помощи серверов “Манго Телеком”, в то время как годом ранее аналогичный показатель составлял лишь 4 млн. мин. При этом устойчивый рост объема и доли SIP-трафика наблюдается с июля 2011 г., что связано с постепенным “замещением” традиционной телефонии во внутрикорпоративных коммуникациях абонентов. В 2012 г. этот процесс ускорился в связи с движением в регионы крупных предприятий, созданием филиальных сетей, а также в результате активизации регионального бизнеса.
О том, что популярность SIP-телефонии быстро растет, свидетельствует и динамика доходов “Манго Телеком”. Сообщается, что в 2012 г. оборот этой компании превысил 620 млн. руб., при этом выручка* составила 506,5 млн. руб., что на 55 и 67% выше аналогичных показателей 2011 г. (более 400 млн. руб. и 303,4 млн. руб. соответственно).
Перспективы своего бизнеса компания связывает с регионами. В 2012 г. она открыла филиалы в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Казани. Расширение географии бизнеса продолжится и в нынешнем году. Конечной же целью региональной программы является обеспечение присутствия “Манго Телеком” в российских городах-миллионниках, а затем и в субмиллионниках. Об эффективности работы филиалов свидетельствует заметный рост их доли в продажах компании — несмотря на небольшой срок их работы. Так, за год доля Санкт-Петербурга выросла с 13 до 18%, новых филиалов — с 2 до 10%.
Говоря о географической структуре бизнеса компании, Дмитрий Бызов отмечает повышение (с 8 до 14%) доли городов, где номера ВАТС пока не предоставляются, но абоненты пользуются сервисами “Манго Телеком” по SIP-протоколу. Доля же Московского региона в общей структуре бизнеса компании по итогам минувшего года снизилась с 76 до 59%. Вместе с тем именно Московский регион пока лидирует не только по объему потребления услуг, но и по темпу внедрения новых функциональных возможностей “Манго-Офиса”.
*“Манго Телеком” рассчитывает свою выручку, удаляя из оборота плату за междугородный и международный трафик, которую компания перечисляет соответствующим операторам связи.