В связи со вступлением в действие Федерального Закона №
Результат влияния закона на рынок отображает статистика по ключевым показателям основных электронных торговых площадок (ЭТП), специализирующихся на сегменте b2b. Количество сделок, совершенных за год, увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2011 годом и почти в 4 раза по сравнению с 2010 годом — периодом активного роста рынка электронных торгов в сегментах b2b и b2g.
Наряду с количеством торговых операций увеличился и объем сделок. Правда, темпы роста объема торгов значительно уступают темпам роста количества сделок, но, тем не менее, остаются на высоком уровне. В 2012 году прирост относительно 2011 года составил 54%, относительно 2010 года объем увеличился более чем в 4 раза.Следует отметить, что показатели количества торгов и их объемов росли разными темпами. Это связано с тем, что в 2011 году на электронные торги вышли ряд крупных промышленных компаний России. Эти предприятия начали переводить в электронную форму закупки основных средств, и объемы таких сделок были весьма значительны. В 2012 году к уже работающим на рынке электронных торгов крупным компаниям присоединились представители среднего бизнеса. Сверхбольших закупок в 2012 году уже не проводилось. В результате количество сделок существенно выросло, но их объемы увеличились незначительно.
В 2012 году число заказчиков, организующих закупки на ЭТП, выросло на
Значительное число заказчиков (66%), организующих малое число закупок, связано с тем, что их организаторами выступают небольшие компании, зарегистрированные на ЭТП в качестве поставщиков. Компании, получив эффект от использования инструментов электронной коммерции, теперь выступают и в качестве заказчиков. В целом, в сегменте b2b ведется закупка преимущественно основных средств производства (не оборотных), поэтому само количество торговых процедур невелико (далеко не каждое предприятие регулярно обновляет основные средства производства). Всего 1% от общего числа всех заказчиков на ЭТП проводит более 1000 процедур в течение года. К их числу принадлежат компании-гиганты, преимущественно из энергетической отрасли. Например, ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «ФСК ЕЭС», ГК Росатом и др. Этот сегмент занял 60% рынка электронных торгов в 2012 году. В целом в 2012 г. увеличилось количество как заказчиков, так и поставщиков (в 2011 году прирост составил 50%, а в 2012 году — 42%).
В 2013 году показатели по объему рынка b2b, по количеству торгов и их участников будут увеличиваться, однако темп прироста немного замедлится.
В связи с закупками товаров и услуг, перечисленных в Постановлении Правительства РФ № 616 (полиграфическая и печатная продукция, канцелярские принадлежности, автомобили и проч.) как обязательные для закупок в электронной форме, снизится величина среднего лота, изменится структура закупок по количеству торгов, и, как следствие, увеличится на торгах количество компаний-представителей малого бизнеса.
В настоящий момент электронные торговые площадки нацелены на сегмент ТОП-400. В поисках новых клиентов-заказчиков операторы ЭТП начнут менять стратегию развития. В первую очередь, площадки приступят к экспансии на зарубежные рынки (преимущественно в странах СНГ), параллельно привлекая крупные российские компании (от 250 человек), которые не входят в список ТОП-400. В дальнейшем произойдет переориентация ЭТП на средний и малый бизнес. По предварительным оценкам, первый этап будет проходить в