В глобальной торговой сети WallMart за час обрабатывается порядка 1 млн. клиентских транзакций, и общий объем накопленных ритейлером данных оценивается на уровне 2,5 Пб. Нагрузка на ИТ-инфраструктуру российских ритейлеров, разумеется, значительно меньше — в силу меньших масштабов бизнеса. Вместе с тем, как показывает практика, эти масштабы в ряде случаев уже настолько значительны, а темпы развития бизнеса столь высоки, что нагрузка уже может достигать критического для оперативности бизнеса уровня.
Так, объем данных компании “М.Видео”, одного из крупнейших российских ритейлеров в сфере бытовой техники и электроники, за последние три года вырос в шесть раз и сегодня составляет порядка 6,5 Тб. По оценке Михаила Будилова, руководителя отдела поддержки и развития систем отчетности компании, хранилище данных на базе SAP BW в 2012-м росло настолько высокими темпами, что несмотря на проведенную модернизацию оно было “близко к технологическому коллапсу”: ухудшилась производительность, возросло время подготовки различных отчетов. Был период, когда речь даже шла о замене решения SAP BW, но рассматривавшиеся альтернативные варианты по разным причинам не устроили ритейлера. Выход из сложной ситуации был найден в переводе хранилища данных на платформу SAP HANA, использующую, как известно, технологию расчетов in-memory, что позволяет быстро обрабатывать большие массивы данных в оперативной памяти серверов в режиме реального времени. Проект был завершен совсем недавно — в марте текущего года.
Техническая сторона проекта
Как рассказал Михаил Будилов, корпоративное хранилище работает в компании с 2005 г. и по размерам входит в двадцатку крупнейших российских хранилищ на базе SAP BW. Первые признаки ухудшения производительности системы появились еще в 2010-м — на фоне развертывания компанией новых ERP-проектов и резкого роста объема данных. В 2011-м база данных выросла в три раза, а производительность хранилища стала ухудшаться “нелинейно, от месяца к месяцу”. Все предпринятые меры по модернизации аппаратной части, дополнительному тюнингу базы данных дали лишь небольшой прирост производительности, примерно на 10—15%, да и тот — временный. В 2012-м ситуация продолжала ухудшаться: росли издержки по хранению данных, обслуживанию системы, производительность которой упала настолько, что появился высокий риск срыва сроков получения годовой отчетности, рассказал г-н Будилов. Тем временем в компании была разработана детальная BI-стратегия, одним из важных элементов которой и стал проект по переводу SAP BW на SAP HANA, который стартовал в октябре 2012 г. В нынешнем марте был завершен первый этап проекта — собственно внедрение SAP BW on HANA, на втором этапе, реализовать который планируется в текущем году, будет осуществлен переход на SAP Business Objects (с платформы MicroStrategy). По техническим параметрам новая внедренная система превосходит старую по скорости загрузки данных (в 5—15 раз в зависимости от типа операций), активации данных (в 10—40 раз), получения отчетности (от 20 до 200 крат), планирования (в 5—10 раз). Количество работающих пользователей сегодня составляет порядка ста человек, в перспективе планируется на уровне тысячи. Временной горизонт, на котором можно будет не думать о проблемах с производительностью корпоративного хранилища данных, Михаил Будилов оценил в диапазоне 5—8 лет.
В ходе проекта был не только осуществлен перевод корпоративного хранилища данных “М.Видео” на новую технологию расчетов in-memory. Как сообщил директор сектора по работе с индустриями розничной и оптовой торговли SAP СНГ Андрей Шарак, была также реализована замена СУБД Oracle на Sybase IQ, и это стало вторым после SAP HANA важным компонентом внедренного в ходе проекта решения. А директор по развитию бизнеса российского отделения Hitachi Data Systems Иван Кожемякин уточнил, что аппаратной платформой для SAP BW on SAP HANA в рамках проекта стало решение Hitachi UCP.
Виктор Новинский, директор управления по работе со страховыми компаниями и предприятиями торговли “Инфосистем Джет”, исполнителя проекта, рассказал о задачах, которые решали специалисты его компании в ходе проекта: выбор конфигурации SAP HANA на предварительной стадии и интеграция решения в ИТ-ландшафт “М.Видео” на стадии внедрения. На финальном этапе внедренная система была принята на аутсорсинг в соответствии с условиями SLA (круглосуточное администрирование, обслуживание и мониторинг, предельно допустимый разовый простой — менее 30 минут, в месяц — не более двух часов).
Дмитрий Смирнов, менеджер по работе с корпоративными заказчиками компании КРОК, построившей основной ЦОД для “М.Видео”, добавил, что на предварительной стадии проекта был проведен анализ требований по производительности SAP BW, осуществлен подбор решений различных производителей, реализовано выравнивание конфигураций и формирование тендерного предложения. В ходе реализации самого проекта специалистами компании было смонтировано и поставлено в ЦОД дополнительное оборудование под SAP HANA.
Бизнес как заказчик проекта
Глеб Шевцов, операционный финансовый директор “М.Видео”, в числе основных предпосылок проекта назвал рост количества магазинов (по итогам 2012 г. — 296), продолжающуюся экспансию компании в регионы, активизацию торговли через Интернет, а также увеличение числа поставщиков и товарного ассортимента. Из-за роста объема данных и снижения производительности корпоративного хранилища привел увеличилось время получения отчетов (в среднем — час, иногда от четырёх до шести часов), в результате чего совет директоров компании потребовал от финансовой службы ускорить представление управленческой и публичной отчетности. Среди краткосрочных целей проекта (3—6 месяцев), таким образом, было выполнение требования руководства соблюсти сроки подготовки годовой финансовой отчетности, сократить время подготовки месячной и квартальной финансовой и управленческой отчетности, а также увеличить скорость реагирования на запросы аудиторов. В среднесрочной перспективе (2—3 года) ставилась задача построения системы управленческой отчетности для поддержки процессов “быстрого закрытия” (fast close), что особенно важно при подготовке отчетности по МСФО.
Глеб Шевцов назвал основные результаты проекта: ускорение подготовки годовой отчетности (три дня вместо десяти), ежедневной загрузки данных (тридцать минут вместо трёх часов), развертки месячного торгового баланса (десять секунд вместо пяти минут), отчета по продажам товаров во всей торговой сети компании (одна минута вместо пяти) и ряда других отчетов.
Проект по перестройке хранилища данных затронул не только сферу подготовки финансовой отчетности, но и логистику компании — об этом рассказали Родион Пономарев, руководитель управления складской логистики “М.Видео”, и Александра Тенщук, руководитель отдела планирования, аналитики и контроля компании. Как следовало из их слов, сама по себе аналитическая модель, позволявшая планировать отгрузку товаров, существовала и до реализации проекта, но все расчеты выполнялись вручную, с использованием MS Excel, что увеличивало время и трудоемкость расчетов, снижая их ценность для бизнеса с точки зрения операционной работы. По завершении данной стадии проекта специалисты кроме автоматизации ручного труда получили возможность рассчитывать потребности отгрузки товаров с каждого из шести центральных распределительных складов компании по трём сотням магазинов на две недели вперед (а не на один день, как было раньше). Это, в свою очередь, позволило регулярно оценивать корректность настроек, сделанных в системе планирования, их соответствие фактическим и плановым продажам, а также получать необходимые данные для операционного планирования складских и транспортных операций. В развитие функционала системы в перспективе планируется наладить сохранение истории расчетов и сопоставление фактического выхода с центрального распределительного центра с расчетным, что позволит отслеживать актуальность расчетной логики, заложенной в аналитическую модель, и в случае необходимости своевременно и оперативно корректировать ее.