В ходе проведенного опроса пользователей соцсетей 19% респондентов признали, что в их жизни имели место случаи, когда они решили ограничить личное общение с одним или несколькими онлайновыми друзьями после прочтения их сообщений в социальных сетях.
Несмотря на свою первоначальную цель объединить всех людей земного шара, социальные сети способствуют проявлению враждебности по отношению к другим. Такой вывод делают авторы книги “Crucial Conversations”, исследующей тенденции в онлайн-общении.
Почти восемь из каждых десяти пользователей (78%) из числа 2698 респондентов отмечают растущие проявления враждебного поведения в сети, в то время как два из каждых пяти респондентов признают, что когда-либо блокировали собеседников из-за спора в соцсети. Более трех четвертей опрошенных (76%) стакивались с ссорами в соцсетях.
В то время как перепалки знаменитостей в Твиттере служат источником скандальных материалов представителей желтой прессы, результаты исследования подтверждают, что грубое поведение характерно для большинства пользователей соцсетей. Авторы исследования также подчеркивают, что в сети пользователи менее вежливы, а споры в социальных сетях зачастую не получают разрешения.
19% опрошенных заявили, что ограничили личное общение с собеседником из-за того, что он сказал в сети, а впечатляющая часть респондентов — 88% — считает, что люди менее вежливы в онлайн-общении, чем в жизни. Вероятно, поэтому не удивляет тот факт, что 81% принимавших участие в опросе пользователей признают, что дискуссии на непростые темы или онлайн-беседы на повышенных тонах, которые происходят в соцсетях, не получают продолжения.
“Социальные сети дают нам возможность быстро развивать взаимоотношения и легко связываться друг с другом, что не было в такой степени возможно в прошлом. Но, к сожалению, они также стали площадками для того, чтобы вести напряженные дискуссии, рьяно отстаивать противоположные точки зрения и делать выводы, не принимающие во внимания чувства людей по ту стороны экрана, — утверждает Джозеф Гренни, один из авторов “Crucial Conversations”. — В реальной жизни мы часто прилагаем большие усилия для того, чтобы общаться с собеседником откровенно и с уважением, что же говорить о форумах, где не всегда можно сразу отреагировать на реплику или увидеть, как наши слова могут задеть других людей”.
Опрос показал, что молодые люди вчетверо чаще ввязываются в эмоциональные дискуссии в соцсетях, чем люди из поколения беби-бумеров. Одна из респондентов, назвавшаяся Лорой М., рассказала о случае, когда соцсети послужили причиной серьезного разлада в семье. Брат Лоры выложил в соцсети нелицеприятную фотографию их сестры. Отказавшись удалить фотографию, он еще более усугубил ситуацию, разослав ее всем в своем контакт-листе. В результате члены семьи не общаются с ним уже более двух лет.
“Сами соцсети не представляют проблемы — всё дело в людях, которые пользуются ими, провоцируя конфликты и ухудшение взаимоотношений с дорогими людьми”, — подчеркивает Гренни.
Он объяснил, что частично конфликты возникают и не разрешаются ввиду того, что в онлайн-разговорах могут использоваться такие методы, о которых не думают перед тем, как начать печатать обидные слова. Но, вероятно, пользователи могут снизить накал страстей, подумав дважды перед тем, как ввязываться в неоднозначную дискуссию в Facebook или участвовать в “холиварах” в Твиттере.
Гренни предлагает ряд рекомендаций для откровенного, но уважительного общения онлайн: заменять потенциально провокационные слова, способные обидеть собеседника, на те, которые могут объяснить вашу позицию, делать паузы в общении, чтобы привести в порядок эмоции и довериться интуиции, если возникает ощущение, что разговор становится слишком эмоциональным для онлайн-дискуссии.