Можно ли назвать успешным для компании год, в котором ее выручка упала на 16%? Можно, полагает генеральный директор КРОКа Борис Бобровников: “Я оцениваю результаты прошедшего года в высшей степени положительно. Мы продолжали вести высокомаржинальный бизнес, а значит, не потеряли в эффективности. В компании появились новые высококлассные специалисты и новые направления — энергосервис, технологический консалтинг и робототехника”. Объясняя причину столь заметного спада, глава КРОКа отметил, что произошел он на фоне огромного роста дохода (+55%), зафиксированного в 2011 г. (до 1,292 млрд. долл.) и связанного с выполнением очень крупного проекта по созданию дата-центра. Судя по всему, имеется в виду так называемый мегаЦОД Сбербанка. В 2012 г. компания заработала 1,086 млрд. долл., причем 47,2% этой суммы были получены в финансовом секторе, за которым с большим отрывом следуют госструктуры, телеком и торговля (приблизительно по 10%). Доля госструктур на протяжении нескольких последних лет снижается, и делается это, как пояснил Борис Бобровников, совершенно сознательно, поскольку несовершенства бюджетного процесса в этих организациях ложатся тяжким бременем на исполнителя проектов. На следующий год компания прогнозирует 10%-ный рост — до уровня 1,2 млрд. долл., что вдвое превышает ожидаемые темпы роста всего российского ИТ-рынка.
В течение года КРОК реализовал в девятистах компаниях 2185 проектов, из них 220 — крупных, бюджет которых превышает 1 млн. долл. При этом соотношение федеральных и региональных проектов в структуре оборота КРОКа составило 60:40. Традиционно активно развивалось направление вычислительных систем для ЦОДов и центров хранения данных: на их долю пришлось 33,5% выручки. Расширили спектр своих предложений аутсорсинговые дата-центры КРОКа, добавив к услугам colocation и аренды оборудования аренду виртуальных мощностей и ИТ-сервисов, техническую поддержку размещенных в ЦОДе оборудования и ИС, мониторинг загрузки мощностей, нагрузочное тестирование, аудит ИТ-инфраструктуры и ряд других. В результате это направление выросло более чем в два раза.
Один из таких центров КРОКа — “Компрессор” — был сертифицирован Uptime Institute на соответствие уровню отказоустойчивости TIER III. Как утверждает руководитель направления ЦОДов и облачных вычилений КРОКа Руслан Заединов, указанный центр был спроектирован и построен российскими специалистами полностью, без привлечения зарубежных консультантов и является первым в нашей стране, официально гарантирующим уровень TIER III. Его показатель отказоустойчивости 99,982% означает, что незапланированный простой не должен превышать 1 часа и 35 минут в год. На площади 5 тыс. кв. м можно разместить до восьмисот стоек. Руслан Заединов отметил, что свободных ресурсов в этом центре практически не осталось, и потому планируется в ближайшее время начать строительство еще одного такого ЦОДа. Причем размещаться он будет в Москве или в Московской области, поскольку большинство заказчиков (85%) пользуется услугой colocation и хотело бы сохранять постоянный контроль за своим оборудованием. Что будет, если наберет обороты спрос на “истинно” облачные услуги, для которых местоположение ЦОДа принципиального значения не имеет? Руслан Заединов полагает, что и в этом случае преимущество сохранится за ближайшими ЦОДами, расположенными на территории России, поскольку сетевой доступ к зарубежным центрам очень дорог и не всегда надежен. Прогнозируя активный рос спроса на облачные сервисы, Борис Бобровников высказал предположение, что со временем место нынешних системных интеграторов займут облачные интеграторы, и одним из них вполне может стать КРОК.
За год заметно выросли направления бизнес-приложений (на 70%) и систем управления финансами (в 2 раза). На 15% увеличился бизнес в области телекоммуникаций: в первую очередь за счет телефонии (+32%) и видеоконференцсвязи (+17%). Взрывной рост продемонстрировало направление аудиовизуальных комплексов — на 150%. Увеличился спрос на системы, обеспечивающие информационную безопасность (на 40%). Одним из масштабных проектов стала модернизация системы электронного документооборота в Федеральной службе государственной статистики (Росстат), к которой сейчас подключено более восьмидесяти территориальных органов. Как сообщила заместитель генерального директора КРОКа по маркетингу Вероника Тараба, за год сервисная часть оборота компании выросла более чем на 15%. В 2,5 раза увеличилась доля аутсорсинга техподдержки, более чем в 1,5 раза — сервиса аппаратуры начального уровня, телекоммуникационного оборудования и ПО.
Характеризуя начавшийся год, Борис Бобровников указал на то, что активность на российском ИТ-рынке очень вялая и внешне ситуация сильно напоминает предкризисный 2008-й. Снижение темпов роста этого рынка — общепризнанный факт. Но вопрос о том, чем оно вызвано и как может быть преодолено, пока что внятного ответа не имеет. В прошлые благополучные годы хорошая динамика многими экспертами объяснялась сохранением высоких мировых цен на нефть. Но сегодня эти цены по-прежнему высоки и стабильны, а ИТ-рынок скатывается в стагнацию. В чем же дело? Отвечая на этот вопрос, Борис Бобровников констатировал, что модель экономического роста нашей страны за счет высоких цен на энергоносители себя уже исчерпала. А есть ли другая модель?