Согласно данным нового исследования PwC «Возможности телекоммуникационных компаний в сфере „облачных вычислений“», в результате сокращения расходов на информационные технологии, ужесточения конкуренции и общего стремления к увеличению выручки в традиционных направлениях бизнеса телекоммуникационные компании вынуждены увеличивать инвестиции в услуги, связанные с «облачными вычислениями». При этом игроки рынка пока не решили для себя кардинальный вопрос: нужно ли продолжать развивать свою существующую операционную модель или, имея дело с «облачными вычислениями», необходимо создавать что-то новое прежде, чем официально выйти на новый «облачный» рынок.
Дуглас Даунинг, партнер PwC и руководитель практики по оказанию услуг в области информационных технологий в регионе Центральной и Восточной Европы отметил: «С ростом спроса на услуги в сфере „облачных вычислений“ все небольшие, средние и крупные компании будут вынуждены заняться различными видами „облачных“ сервисов. С учётом своих нынешних возможностей у телекоммуникационных компаний есть огромное преимущество при создании системы, которая упростит им процесс управления „облачными“ сервисами, но при этом данным компаниям потребуются также и существенные преобразования в основной деятельности, которые помогут им выйти на потребителя с наиболее эффективным предложением».
Несмотря на то, что на рынке в сегменте В2В в основном по-прежнему доминируют сервисы типа «on-premise», 41% компаний уже переходит на услуги в области «облачных вычислений». Телекоммуникационные компании имеют хорошие возможности для того, чтобы предложить на рынке «облачные» сервисы в сегменте В2В, поскольку они владеют сетью, в рамках которой реализуются «облачные» приложения и технологии ОТТ («Over-the-Top»). В отчёте отмечается, что неспособность изменить существующий алгоритм реализации своих проектов и разработки автоматизированных процессов и систем может привести к тому, что телекоммуникационные компании будут вынуждены инвестировать средства в массивную инфраструктуру и кардинальные преобразования бизнес-процессов.
В отчёте по результатам исследования говорится, что процент мировых расходов на информационные и телекоммуникационные технологии (ICT), которые относятся к ассортименту услуг телекоммуникационных компаний, неуклонно снижается. Так, в 2010 году этот показатель был на уровне 48%, а в 2012 году он снизился до 46%. Прогнозируется снижение объёма телекоммуникационных услуг, которые к 2016 году составят лишь 44% от уровня всех расходов на телекоммуникационные технологии (ICT).
Телекоммуникационные компании успешно используют глобальные компьютерные сети (WAN). Однако более масштабное привлечение внешних ресурсов для решения своих задач (outsourcing) или специфические услуги клиентам часто приводили к необходимости реализовывать решения, доработанные под конкретного клиента, которые не укладывались в рамки стандартного предложения. Дополнительные затраты и вопросы, которые связаны с решениями «под заказ», подчёркивают необходимость фундаментальной реструктуризации основной деятельности компаний, т.к. ориентация на «облачные» решения предполагает высокий уровень автоматизации, самообслуживания потребителя и упреждающих действий руководства, направленных на ограничение количества сбоев в работе.
В сравнении с управлением стандартными сервисами в сегменте В2В, «облачные» решения требуют разработки кардинально иной бизнес-модели, где значительный упор делается на самообслуживание. В ходе исследования выяснилось, что более 50% потребителей рассматривает компании, специализирующиеся на «облачных» решениях, в качестве предпочтительных поставщиков. В результате поставщики услуг из числа телекоммуникационных компаний отстают от меньших по размеру игроков рынка, которые специализируются на «облачных» технологиях и являются лидерами в этой области.
Рольф Микин, руководитель международной практики PwC по оказанию консультационных услуг компаниям телекоммуникационной отрасли так прокомментировал ситуацию: «Эффективно сочетая возможности своих уже существующих сетей и уделяя должное внимание операционной модели, ориентированной на отдельные услуги, телекоммуникационные компании имеют возможность найти индивидуальный подход к своим клиентам и удовлетворять их растущие потребности в „облачных“ услугах. Однако при этом игрокам рынка необходимо пересмотреть свою операционную структуру и решить для себя, потребуются ли им кардинальные инфраструктурные изменения или лишь обновление же существующих систем».
«Облачные» технологии кардинально изменят бизнес компаний в будущем. Изменится всё: от роли директора по вопросам технологий и работы информационных систем до формата сотрудничества с поставщиками. В отчёте PwC обозначены преобразования, которые помогут безболезненно перейти на новую бизнес-платформу, позволяющую компаниям эффективно реализовывать «облачные» решения, включая централизованное управление взаимоотношениями с ключевыми клиентами, а также оптимизацию и распределение ключевых услуг посредством облачных технологий и традиционных платформ.
В части выбора между необходимостью трансформировать существующую операционную модель и потребностью разрабатывать новую модель, ориентированную на «облачные» технологии, телекоммуникационным компаниям рекомендуется провести ряд первоочередных преобразований, которые помогут им оптимизировать своё предложение на рынке услуг в сфере «облачных вычислений». К таким преобразованиям, в частности, относится развитие системы отчётности для повышения эффективности управления клиентским сервисом. В отчёте PwC также говорится о разработке стратегических партнёрских взаимоотношений и об организации профильных сервисных фирм и технологических компаний. Это лишь одно из решений, которое поможет выйти на тот уровень обслуживания, который требуется на мировом рынке «облачных» технологий.