Социальные сети уже давно перестали быть малознакомой экзотикой для большинства компьютерных, или — точнее, наверное, сказать — “интернетовских” пользователей. Но все же в подавляющем большинстве эти средства пока применяются сугубо в личном круге персональных задач. Вопрос о том, как применять социальные методы в деловой практике, пока в нашей стране находится еще в стадии изучения и обсуждения; ИТ-поставщики начинают осторожно продвигать идущие к нам с Запада “социальные” идеи и реализующие их технологии, а заказчики лишь молчаливо слушают, но все же с заметно растущим интересом.
Одним из самых активных пропагандистов продвижения социальных средств в бизнес-среду уже несколько лет выступает корпорация IBM, которая, в частности, трансформировала свое понимание задач управления контентом (ECM) в идею реализации модели “социального бизнеса”. Однако насколько такая концепция годится для условий нашей страны, есть ли потребность в подобных подходах и средствах у российских предприятий? И что могут реально предложить со своей стороны ИТ-поставщики отечественным заказчикам? Эти вопросы и другие связанные с ними аспекты рассматривались на мини-конференции “Актуальные потребности организаций и “социальность” в СЭД”, проведенной в Москве в конце апреля компанией “ИнтерТраст” совместно с российским отделением IBM.
Спрос рождает предложение. Руководствуясь этим базовым принципом функционирования рынка, IBM в своей проповеднической деятельности, имея в виду в первую очередь модель экономики США, делает акцент на убеждении своих клиентов в том, что их бизнес должен быть конкурентным, быстро адаптируемым к изменяющимся условиям, изначально нацеленным на постоянную борьбу за повышение своей эффективности. А для решения этих задач организация должна делать ставку на максимальную работу своего “человеческого потенциала”, в том числе обеспечивая возможность взаимодействия сотрудников вне формальных деловых процессов и преобразуя знания отдельных людей в корпоративный информационный капитал. Наверное, именно так в упрощенном виде можно представить идею “социального бизнеса”.
Именно исходя из такой концепции деятельности компании, IBM формирует свой набор ECM-предложений, в котором на передний план выходят задачи социального (по группам интересов) общения сотрудников между собой. Специалист по решениям для коллективной работы IBM EE/A Анатолий Киреев объяснил, как методы корпоративных социальных сетей реализуются с помощью усовершенствованных возможностей хорошо известных решений IBM для поддержки коллективной работы (Notes and Domino, Sametime, WebSphere Portal, Connections). Принципиальным моментом тут становится возможность использования сотрудниками широкого спектра мобильных устройств, причем в том числе при работе с унаследованными приложениями, изначально ориентированными на форм-фактор интерфейса ПК.
Вторым важным аспектом организации современного режима эффективного взаимодействия людей является переход к облачной архитектуре решений (в случае IBM — в рамках комплекса IBM SmartCloud for Social Business), которая позволяет получить не только технико-экономический эффект (снижение стоимости капитальных затрат, ускорение развертывания системы, повышение надежности и пр.), но и предоставляет дополнительные функциональные возможности, в том числе за счет высокого уровня интеграции информационных ресурсов.
Но как все эти социальные возможности внедрить в деятельность российских организаций, где работа с документами и управление деловыми процессами ассоциируются сегодня в основном с использованием СЭД, нацеленных во многом именно на то, чтобы максимально регламентировать деловые процессы?
В поисках ответа на эти вопросы заместитель генерального директора компании “ИнтерТраст” по развитию бизнеса Вадим Ипатов выделил следующие основные аспекты использования социальности в деятельности организаций: управление знаниями во внутренних корпоративных социальных сетях (публикации, поиск знаний, поиск экспертов), социальный бизнес (вовлечение сотрудников, партнеров, заказчиков, поставщиков, акционеров), коллективный поиск решений проблем (краудсорсинг), горизонтальное взаимодействие, групповая работа, а также маркетинг во внешних социальных сетях. Сегодня уже можно сказать с большой степенью уверенности, что социальные взаимодействия — это не тупиковая ветвь в области коммуникаций (как пейджеры или факсы), а один из равноправных вариантов со своим местом, контекстом и со своими характерными особенностями. При этом, появившись изначально для решения коммуникационных задач (во многом как альтернатива электронной почте), социальные сети быстро стали мощным генератором контента, и сегодня одной из актуальных являет задача управления этим сложным по структуре контентом.
При том, что СЭД уже давно обладают достаточно широким набором средств взаимодействия и коллективной работы, социальные сети предлагают качественно иные подходы — во многом принципиально отличающиеся от базовых идей СЭД — к решению этих задач: неограниченное количество участников, отсутствие регламентов, ответственности и обязательств участников. В случае социальных сетей у инициатора задачи обычно нет власти и рычагов управления запущенными процессам, иначе решаются вопросы управления доступом, а социальный контент по своему назначению и свойствам радикально отличается от официальных документов.
По ходу возникшей на конференции дискуссии было высказано мнение, что в современных российских условиях, возможно, лучшим вариантом для организаций является использования СЭД и социальных сетей как двух независимых механизмов, нацеленных соответственно на решение задач управления жестко регламентированными процессами и на решение творческих инновационных задач, требующих использования гибких горизонтальных связей. По мере соприкосновения этих двух разных сторон деятельности предприятия могут возникать и решаться вопросы интеграции СЭД и социальных сетей.
Согласившись с тем, что построение “социальной СЭД” как некоторой системы, полностью объединяющей возможности СЭД и социальных сетей, вряд будет возможным и нужным даже в отдаленном будущем, специалисты “ИнтерТраста” выразили уверенность, что включение элементов “социальности” в СЭД-решения вполне реализуемо и востребовано уже сегодня. В этой связи было отмечено, что в целом мы сегодня уже вполне можем говорить о создании нового поколения СЭД 2.0, которое концептуально характеризуется переходом от управления документами к решению деловых задач, от автоматизации документориентированных процессов к процессам, где ключевым объектом являются сотрудники. Именно такой подход заложен в основу выпущенной “ИнтерТрастом” осенью прошлого года системы CompanyMedia 4, в которой элементы социального взаимодействия используются в первую очередь для обеспечения групповой работы в рамках решения деловых задач.
Значение и эффективность социальных инструментов зависят от характера бизнес-задачи. В случае стандартной обработки документов для коллективной работы достаточно встроенного в CompanyMedia 4 сервиса обсуждений. Наиболее эффективно использовать “социальное измерение” позволит совместная работа в рамках кейс-подхода — способа, при котором в фокусе оказывается не документ, а бизнес-процесс и его результат. По мнению Вадима Ипатова, реальные задачи социального взаимодействия в СЭД уже сейчас включают такие возможности, как коллективное создание корпоративных документов в дружественной привычной среде, снижение бюрократических барьеров в коммуникациях, независимость от третьих сторон, непосредственно не участвующих в достижении целей совместной деятельности, взаимодействие с сервисами документационного обеспечения, а также предоставление документационному обеспечению новых видов атрибутов: теги, рейтинги, ранжирование. Социальные элементы особенно эффективно можно использовать при решения задач в стиле Adaptive Case Management (адаптивный кейс-менеджмент), который характеризуется как раз изначальной нацеленностью на конечный результат в условиях неопределенности бизнес-процессов и схем взаимодействия участников.