Мир ИТ постоянно меняется, но, кажется, как раз в последние годы тут происходит настоящий переворот, причем не в фигуральном выражении, а в самом прямом смысле этого слова. Мир ИТ перевернулся! Это выражается в том, что вектор проникновения ИТ в нашу жизнь в существенных аспектах данного процесса (процесс этот, конечно, многогранен, тут одним измерением обойтись нельзя) поменялся чуть ли не на 180 градусов. Если раньше (на протяжении почти всей шестидесятилетней истории современных ИТ) продвижение информационных технологий в широкие народные массы шло через “работу”, то теперь многие вещи (не все, разумеется) идут “из дома на работу”. Если до недавнего времени одной из ключевых проблем для руководства компаний при развитии информационных систем была задача, как заставить (убедить, уговорить) сотрудников работать с компьютерами, то сейчас вопрос в существенной мере стоит иначе: как защитить корпоративные системы от нашествия смартфонов и планшетов, а также от требований сотрудников (причем довольно разношерстных) сделать “рабочие” ИТ-решения удобными для использования (а под “удобством” часто понимается мобильный режим работы).
О том, что уже наступают времена, когда одним из важных критериев при выборе места работы становятся ИТ-условия труда, мы слышали от зарубежных визитеров еще несколько лет назад. Но тогда эти рассказы казались нам бесконечно далекими от наших реалий. И вот, кажется, в России мы тоже вплотную подошли к тому, чтобы “западные нравы” стали действительностью и для нас. В этом плане было бы крайне полезно внимательно посмотреть на зарубежный опыт, который, в частности, показывает, что большинство (64%) офисных работников в Европе считают, что их организация не предоставляет им необходимые мобильные инструменты для поддержания высокой производительности и возможность работать вне офиса (63%), а более трети (39%) сотрудников готовы уволиться, если их лишат возможности использовать для работы их собственные мобильные устройства. Но что еще важнее — ИТ-отделы сегодня пока не способны в полной мере удовлетворить потребности персонала, создавая тем самым реальные проблемы для бизнеса. Именно такой вывод содержится в отчете по результатам исследования проведенного компанией Vanson Bourn среди европейских организаций.
Как свидетельствуют полученные данные, работодатели понимают, что использование сотрудниками собственных устройств (BYOD) способно повысить эффективность работы. Почти три четверти (72%) руководителей ИТ-отделов сказали, что внедряют или планируют внедрение концепции BYOD, а треть (33%) респондентов признают, что она послужит ключом к привлечению и удержанию ценных кадров. Более половины (54%) опрошенных руководителей ИТ-подразделений заявили, что разрабатывают или начнут разрабатывать в 2013 г. системы и политики, предполагающие удаленную работу сотрудников на мобильных устройствах. Но в то же время почти половина ответственных за ИТ лиц (47%) признают, что их отделы не в состоянии предоставить сотрудникам необходимые мобильные инструменты в масштабе компании.
Эксперты назвали “мобильными повстанцами” новую волну сотрудников, использующих мобильные устройства для повышения производительности и использования инновационных методов работы. Отмечается, что многим компаниям приходится играть “в догонялки”: если не предоставить сотрудникам необходимые мобильные ресурсы, они возьмут инициативу в свои руки и сами изменят положение дел. Грамотные руководители, которые думают не только о сегодняшнем дне, сознают это и отдают мобильным стратегиям максимальный приоритет, чем приносят своему бизнесу конкурентные преимущества.
Из отчета видно, что почти две трети (62%) ИТ-руководителей считают, что на персональных устройствах сотрудников хранится корпоративная информация, а почти половина (49%) из них опасаются, что эта информация может составлять коммерческую тайну. И их опасения вполне оправданны: только треть (35%) опрошенных сотрудников были уверены в том, что данные на их персональных устройствах не представляют коммерческого интереса, а значит, подавляющее большинство пользователей осознанно подвергает важную информацию существенному риску.
Разумеется, такая “разношерстность” при использовании клиентских устройств нарушает издавна принятые подходы к обеспечению безопасности. И здесь аналитики считают, что ИТ-отделам нужно не возводить усиленные дамбы на пути проникновения мобильности, а применять качественно новые подходы к решению вопросов безопасности. Ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек, нужно не бороться с процессом, а возглавить его и управлять им. Но при этом подчеркивается, что компаниям следует соблюдать тонкую грань между внедрением и развитием гибкой культуры работы и защитой интеллектуальной собственности и данных клиентов.
В ходе исследования получено много интересных данных, которые дают хорошую пищу для размышлений о развитии ИТ с точки зрения руководства и сотрудников компаний. Например, свыше половины офисных сотрудников (57%) задумывались о рисках, связанных с хранением корпоративной информации на бесплатных файлообменниках, но более трети (37%) из тех, кто осведомлен об этих рисках, все равно продолжают загружать на подобного рода сайты документы, принадлежащие компании.
По словам руководителей ИТ-отделов, почти половине (45%) управленцев высшего звена известно о проблеме хранения конфиденциальной информации на мобильных устройствах сотрудников, однако они либо не беспокоятся об этом, либо не считают эту проблему приоритетной. Уровень безразличия топ-менеджмента наиболее высок в Италии (70%), и эта цифра является тревожным сигналом, если учесть потенциальную угрозу репутации компании, возможность утечки клиентских данных и получения конкурентами доступа к корпоративной информации.
Интересно и то, что подавляющее большинство офисных сотрудников (82%), признавшихся в том, что пользовались доступом к важной корпоративной информации со своего мобильного устройства, не подверглись никакому дисциплинарному воздействию со стороны своего непосредственного начальника или директора по работе с персоналом. Руководители компаний в странах Северной Европы чаще всего смотрят сквозь пальцы на такое поведение своих сотрудников — подавляющему большинству (91%) персонала в подобной ситуации удалось избежать санкций.