Как известно, электронные интерактивные доски (на ИТ-рынке они предлагаются уже более двух десятков лет) предназначены не только для образовательных учреждений, но и для коммерческих предприятий, а также государственных учреждений. В развитых странах на одну доску такого рода, проданную государственной или коммерческой структуре, приходится примерно три-четыре доски, проданные образовательным учреждениям. В России же эта разница измеряется не “разами”, а “порядками”.
Вот цифры, озвученные во время июньской партнерской конференции, организованной ГК Digis (ООО “Цифровые системы”) и московским представительством канадской компании Smart Technologies: в минувшем году в нашей стране образовательным учреждениям продано около 30 тыс. электронных досок SMART Board, что почти в два раза превышает аналогичный показатель 2011 г. При этом количество электронных досок, проданных коммерческим структурам, росло опережающими темпами. Однако количество этих досок измеряется не тысячами, а лишь сотнями.
Учитывая, что, по оценкам FutureSource Consulting, канадской компании принадлежит примерно половина отечественного рынка интерактивных досок, можно предположить, что такого рода пропорции характерны и для всего данного рынка. В чем же причина этих “ножниц”?
Виктор Поповский, региональный менеджер SMART Technologies в России и странах СНГ, считает, что основная причина кроется в разнице корпоративных культур. Ведь один из элементов этой культуры — культура проведения совещаний. Правильно организованное совещание должно представлять собой не монолог главного спикера (с небольшими и ничего не решающими репликами рядовых участников мероприятия), а тщательно организованный мозговой штурм, ход которого поддерживается различными современными техническими средствами, включая разного рода программно-аппаратные решения.
Причем эти средства должны поддерживать не только “живые” совещания (когда все присутствующие физически находятся в одном помещении), но и совещания “виртуальные” (когда часть участников работает в дистанционном режиме). Более того, результаты совещания (включая обсуждения ppt-презентаций и прочих графических и видеоматериалов) должны протоколироваться, т. е. “запоминаться” на электронных носителях, желательно в том же формате, в котором они были продемонстрированы.
Ну а если на совещании нет ни интерактивности, ни документированности, да и сама его цель обозначена весьма туманно, то о какой его результативности может идти речь? Она (результативность), естественно, близка к нулю. А ведь разного рода совещания отнимают у топ-менеджеров и менеджеров среднего звена огромное время. Так, например, по некоторым оценкам, у среднестатистического руководителя запланированные заседания и встречи отнимают 59% рабочего времени. Ещё 10% этого времени занимают незапланированные встречи. Правда, это оценки пятигодичной давности. Но едва ли с тех пор что-то сильно изменилось…