Не так много российских ИТ-компаний растут (по объему выручки) на десятки процентов в год. Одна из них — “Манго Телеком”, разработчик ПО, оператор связи, а также провайдер виртуальной телефонии и облачных бизнес-приложений с интегрированной телефонией. В прошлом году её выручка увеличилась на 67% и достигла 506,5 млн. руб., которые образовались из трех основных составляющих: услуги связи (64% от общего объема выручки); платежи за SaaS-услуги линейки “Манго-Офис” (30%); продажи SIP-телефонов (6%). Предполагается, что в нынешнем году она вырастет ещё на 50%. По словам генерального директора “Манго Телеком” Дмитрия Бызова, примерно такой рост выручки продемонстрировали итоги I квартала 2013 г. (в сравнении с I кварталом 2012 г.). При этом изменилась структура выручки: доля SaaS-услуг существенно возросла.
Один из источников столь быстрого роста выручки — региональная экспансия компании. До конца 2011 г. она располагала офисами лишь в Москве и Санкт-Петербурге. В прошлом году список городов её присутствия пополнился Екатеринбургом, Нижним Новгородом, Ростовом-на-Дону и Казанью. В начале июня этого года “Манго Телеком” открыла офис в Челябинске, в июле предполагается открытие офиса в Самаре, а в августе — в Новосибирске.
“Мы планируем охватить своими офисами все города-миллионники и ряд городов-субмиллионников, — говорит генеральный директор “Манго Телеком” Дмитрий Бызов. — В правильности этого решения (оно было принято ещё в декабре 2011 г.) нас убеждают три четко выраженные тенденции”.
Первая из них состоит в том, что во многих городах-миллионниках быстро растет сегмент СМБ предприятий с повышенной управленческой культурой, которые целенаправленно используют различные облачные сервисы для получения устойчивых конкурентных преимуществ, внедрения эффективных технологий продаж и инновационных форм организации бизнеса (например, надомной работы, аутсорсинга и аутстаффинга). Эти предприятия к внедрению облачных сервисов относятся как к инвестиции, что прежде было характерно только для крупного бизнеса.
Второй тренд — превращение наиболее успешных региональных предприятий в быстрорастущие территориально распределенные структуры, дальнейшее развитие которых существенно зависит от возможности создания единого информационного пространства организации и охвата территориальных единиц сквозными бизнес-процессами.
Третья тенденция связана с приходом в регионы все большого числа компаний федерального масштаба (банков, страховых компаний, торговых сетей и т. д.).
Все эти тенденции подталкивают предприятия к выбору виртуальной АТС “Манго-Офис”, имеющей различные информационно-аналитические сервисы и позволяющей предприятиям телефонизировать свои отделения буквально за день-два.
Здесь необходимо отметить, что ценность SIP-телефонии не в том, что она стоит дешевле традиционной телефонии, а в том, что она предоставляет абонентам различные дополнительные сервисы — от поддержки актуальных телефонных книг и возможности централизованного учета исходящих, входящих и пропущенных звонков до ведения историй взаимоотношения с клиентами. В первом приближении можно сказать, что разница между обычными офисными телефонами и SIP-телефонами примерно такая же, как между обычными мобильными и смартфонами.
“Стоимость SIP-телефонов лежит в очень широких пределах — от 1 до 20 тыс. руб. за аппарат, — отмечает технический директор “Манго Телеком” Александр Трошин. — Сильно различаются и их функциональные возможности. В то же время понятие SIP-телефона весьма условно. За счет специального ПО в такого рода аппарат можно превратить и обычный смартфон. При этом проекты, связанные с SIP-телефонизацией, не требуют каких-либо особых затрат и, если у предприятия уже есть доступ к Интернету, могут быть реализованы буквально за несколько часов”.
Разумеется, все зависит от потребностей клиента. Поэтому проект проекту рознь. Для понимания масштабов затрат на реализацию такого рода проектов Александр Трошин приводит следующий пример: подключение 100-канального SIP-телефона, имеющего городской номер с префиксом 495, обойдется пользователю всего в 2500 руб. При этом за чистые SIP-звонки (то есть звонки с одного SIP-телефона “Манго-Телекома” на другой её SIP-телефон) для абонента бесплатны.
Объем чистого SIP-трафика, проходящего через серверы “Манго Телеком”, стремительно растет. По данным компании, в декабре 2012 г. по SIP было “передано” 9,5 млн. мин разговоров, состоявшихся при участии серверов “Манго Телеком”, в то время как в 2011 г. аналогичный показатель составлял лишь 4 млн. мин. В настоящее время ежемесячный SIP-трафик абонентов “Манго Телекома” приближается уже к 20 млн. мин.
Для эффективной работы со своими абонентами “Манго Телеком” в 2012—2013 гг. запустила ряд крупных проектов, позволивших расширить функциональность своей облачной платформы и кардинально повысить пропускную способность, масштабируемость, управляемость и катастрофоустойчивость технической инфраструктуры.
При этом техническая структура “Манго Телеком” стала территориально распределенной и избыточной. По словам Дмитрия Бызова, в настоящее время завершено резервирование каналов передачи данных во всех городах присутствия. В каждом регионе используется не менее двух независимых физически разделенных каналов, причем пропускная способность каждого канала с избытком перекрывает суммарные потребности региона. Кроме того, технический узел каждого филиала имеет не менее двух точек присоединения к сетям телефонии, и в случае необходимости трафик идет по резервному каналу.
На своей центральной технической площадке в Москве “Манго Телеком” перешла от централизованного ЦОДа на территориально разнесенные узлы связи с дублированными соединениями. К настоящему моменту ведены в эксплуатацию три узла, четвертый находится в стадии строительства. При этом все системы в московских ЦОДах переведены в режим полного взаимного резервирования.
В “Манго Телеком” создан территориально распределенный SIP-кластер и завершен перевод на него всех абонентов компании. Помимо масштаба этот проект интересен тем, что это первое промышленное использование свободного ПО OpenSIPs на территориально распределенном кластере. В рамках этого проекта в “Манго Телеком” были выполнены важные доработки, которые в настоящее время переданы сообществу Open Source. В частности, создан модуль, скрывающий информацию о внутреннем устройстве сети оператора, что предотвращает многие ситуации, негативно отражающиеся на качестве и стабильности SIP-связи.
Можно также отметить два проекта, расширяющих возможности облачной платформы “Манго Телеком”. В рамках одного из них была создана и внедрена система централизованного мониторинга и управления всей территориально распределенной сетью оператора. Под ее контролем находятся кластер из АТС “Манго Телеком”, централизованный сервер конфигураций, интегрированная система антифрода, система интеллектуального управления маршрутизацией трафика. Кроме того, реализованы функции горячего резервного копирования конфигураций и планы аварийного восстановления.
Другой проект привел к созданию в “Манго Телеком” собственной реализации СОРМ, учитывающей специфику облачных телекоммуникационных сервисов. В настоящее время система проходит опытную эксплуатацию в технических узлах в Москве и Екатеринбурге, еще в двух узлах (Казань и Нижний Новгород) проводятся приемо-сдаточные работы. В дальнейшем СОРМ будет установлена во всех регионах присутствия компании.