Министерство связи и массовых коммуникаций сообщило о том, что разработаны новые механизмы и принципы работы системы универсальных услуг связи (УУС) в России. Данная работа ведется в рамках реформы системы оказания универсальных услуг и повышению эффективности расходования средств фонда УУС. Предлагаемые Минкомсвязью России меры позволят снизить расходы резерва универсального обслуживания на коллективный доступ и направить сэкономленные средства на строительство магистральной инфраструктуры связи. Глава Минкомсвязи России Николай Никифоров доложил Правительству о планируемой реформе, и она получила одобрение.
Напомним, что система оказания универсальных услуг связи была создана согласно требованиям главы 8 федерального закона №
В настоящий момент система универсальных услуг связи устарела и нуждается в реформировании: с 2005 года изменились технологии и проникновение услуг связи, в то время как принципы и технологии оказания универсальных услуг не менялись. На сегодняшний день потребление УУС сильно дифференцировано: до 80% трафика УУС приходится на населенные пункты, в которых проживает менее 13% населения страны. Ежегодный рост выплат из резерва сопровождается снижением уровня использования таксофонов и ПКД: с 2009 года использование универсальных карт снизилось вдвое. Не стимулируется развитие инфраструктуры: суммарные выплаты на таксофоны и ПКД с 2005 года превысили 70 миллиардов рублей, что эквивалентно строительству 100 000 км ВОЛС или четырехкратному магистральному кольцу по всей территории страны.
Учитывая данную статистику и современные тенденции Минкомсвязь России предлагает провести реформу системы УУС в два этапа.
Первый этап — снижение затрат на обеспечения поддержки таксофонов и пунктов коллективного доступа. В соответствии с предложениями Минкомсвязи России не планируется полностью убирать средства коллективного доступа даже в крупных городах, которые необходимы для обеспечения связи с экстренными службами. Пример аварии в городе Крымск показал, что в случае чрезвычайных происшествий объем экстренных вызовов с использованием средств коллективного доступа вырастает в разы (в конкретном примере с 20% до 40%). Минкомсвязь России считает, что стоимость коллективного доступа, особенно на территориях покрытых сетями беспроводной связи, должна быть на порядок меньше. Снижение затрат планируется достичь за счет четырех изменений действующих нормативно-правовых актов: снятие ограничений на тип оборудования для оказания УУС — разрешить использовать как таксофоны, так и современные многофункциональные устройства, в том числе, с доступом в интернет и к порталу государственных услуг; технологическая нейтральность — подключение устройств как к фиксированной, так и к сети подвижной связи; субсидирование оказания универсальных услуг, а не возмещение убытков, что стимулирует сокращение затрат и повышение эффективности оказания услуг; требования к расположению оборудования коллективного доступа могут уточняться с учетом статистики использования, уровня проникновения мобильной связи и предложений местных администраций.
Второй этап — сокращение количества населенных пунктов без рыночного предложения услуг связи. Механизмы и объем государственной поддержки, по мнению Минкомсвязи России, должны зависеть от уровня развития инфраструктуры и экономической привлекательности конкретной территории. Предлагается классифицировать российские субъекты на три группы: с развитой инфраструктурой и рынком связи; с покрытием сетями связи, но с отсутствием рыночного доступа к высокоскоростному интернету, при этом рынок может развиться при единовременной государственной поддержке строительства магистральной инфраструктуры; с неразвитой инфраструктурой связи, где оказание любых услуг связи является убыточным. Как правило, это отдаленные территории без покрытия беспроводными сетями.
Для территорий первой группы объем государственной поддержки предлагается значительно снизить, сохранив минимальный объем точек коллективного доступа. Для территорий третьей группы предлагается сохранить субсидирование оказания универсальных услуг связи. Основным фокусом второго этапа реформирования системы УУС должны стать территории второй группы, где государство должно софинансировать развитие магистральной инфраструктуры волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) до населенных пунктов.
В рамках реализации первого этапа реформирования системы УУС предложения Минкомсвязи России по изменению закона «О связи» уже прошли согласование с федеральными органами исполнительной власти с заинтересованными ведомствами и находятся на согласовании в Минюсте. Минкомсвязь России продолжает работать над проектом реализации второго этапа реформы, который планирует представить на рассмотрение в ноябре текущего года.
В настоящее время на рассмотрение Правительства Российской Федерации из Государственной Думы Российской Федерации поступила законодательная инициатива по совершенствованию механизма оказания универсальных услуг связи, которая направлена на реализацию предложений Минкомсвязи по первому этапу. Рассмотрение законопроекта Государственной Думой планируется в июле 2013 год. С учетом согласованной позиции федеральных органов исполнительной власти по данному вопросу, Минкомсвязь России в установленные сроки представит отзыв Правительства на представленный законопроект.