Проект Microsoft Azure находится сейчас в той стадии развития, когда его успех в решающей степени зависит от поддержки сообществом независимых разработчиков ПО. Хотя существенную часть в нем занимают реализованные не так давно IaaS-сервисы, все же основной фокус Microsoft сосредоточен на применении новой Azure-архитектуры c использованием PaaS-модели. Так что вполне понятно, почему именно тема Azure стала одной из главных на прошедшей в конце мая в Подмосковье очередной ежегодной конференции Microsoft DevCon'13 для разработчиков, где вопросы публичных облаков Microsoft, в том числе их новейших возможностей, представлял корпоративный вице-президент по разработке Windows Azure Джейсон Зандер. О том, что сегодня представляет собой проект Windows Azure, и о планах его развития с ним беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.
PC Week: Насколько я помню, первый раз слово “Azure” публично прозвучало в конце октября 2008 г. С тех пор было видно, что этот проект постоянно развивается и даже несколько меняется его концепция. Как вы охарактеризовали бы тот путь, который проделала платформа со дня объявления до сегодняшнего момента? Как она росла в объеме? И как поменялась концептуально?
Джейсон Зандер: Начиная создавать Azure, мы хотели получить опыт работы с облаком и построить платформу для создания и размещения приложений и данных и предоставления их в виде сервисов которая могла бы найти массовое применение и была бы при этом высокоэффективной. Задача была очень непростой. В принципе перенести приложения во внешнее облако не так уж сложно, но это будет поддержка унаследованной архитектуры, а значит, нельзя использовать новые облачные возможности в полной мере. Отсюда необходимость делать новую архитектуру. Но в то же время нужно было обеспечить возможность простого перехода от унаследованных решений к новым, чтобы разработчики могли использовать уже имеющиеся опыт и знания. Мы пошли именно этим весьма сложным для разработчика путем, имея в виду стратегические выгоды и преимущества. Может быть, именно поэтому мы продвигались не столь быстро, как те поставщики, которые решили ориентироваться почти исключительно на поддержку унаследованных архитектур. По той же причине новизны нашей платформы мы не сразу добились взаимопонимания с заказчиками, которые, как обычно, в существенной мере занимают консервативную позицию. Но, наверное, как раз сейчас мы вышли на тот этап развития, когда рынок осознал, что для полного раскрытия возможностей облачных технологий нужно ориентироваться на новые решения, изначально созданные для облачного применения.
Если говорить о коррекции курса развития Azure, то нужно, конечно, сказать о запуске в рамках наших сервисов IaaS-функционала, который позволяет использовать хорошо известный на рынке механизм виртуальных машин, запускаемых везде, где это удобно заказчику: в его собственном дата-центре, в Azure или в облаке независимого сервис-провайдера.
PC Week: Тем не менее почему вы реализовали IaaS? Ведь первоначально это в планы Microsoft не входило. Было видно, что корпорация не желает ввязываться в конкурентную борьбу на IaaS-рынке, тем более что там уже обозначился лидер в лице Amazon, а решила, “перепрыгнув” через эту ступеньку, сразу релизовать PaaS-модель, причем в новой облачной архитектуре. Такое впечатление, что с IaaS вы сделали шаг назад…
Дж. З.: Я ни в коем случае не говорил бы о шаге назад. Основное для Azure PaaS-направление продолжает развиваться, но оно было усилено еще и IaaS-сервисом. Да, мы в какой-то мере перепрыгнули через ступеньку. Так и было задумано: мы вышли на качественно новый рынок PaaS, где смогли занять ведущие позиции и двигаться вперед. Но при этом нужно было заполнить некоторый вакуум, который появился между традиционной и облачной архитектурами. Если угодно, IaaS выполняет роль моста между старым и новым ИТ-мирами.
Любопытно, что к направлению IaaS большой интерес проявили крупные компании. Они просили нас помочь им перенести их собственные программы в облака, чтобы их не надо было переписывать. Но я хочу обратить внимание, что реализованную нами модель, наверное, лучше назвать IaaS+, поскольку фактически мы сделали гибридную схему IaaS, которая позволяет запускать виртуальные машины и в облаке, и в собственном дата-центре взаимозаменяемым образом. Идеи и решения, заложенные в нашем Hyper V, обеспечили нам возможность достаточно просто все это реализовать.
Если же кратко охарактеризовать эволюцию Azure в целом, то она была направлена на то, чтобы обеспечить работу заказчиков в гетерогенных средах, имея в виду различные аспекты гетерогенности — и внешние-внутренние ресурсы, и платформы разных поставщиков, и унаследованные приложения, и новые. И самым важным фактором, влияющим на этот эволюционный процесс, стали отклики и пожелания заказчиков.
PC Week: Вы сказали, что реализация IaaS для вас была не очень сложным делом. Но ведь от первого объявления предварительной версии до запуска финального варианта прошел почти год. Такое впечатление, что IaaS было не так уж просто реализовать.
Дж. З.: Это справедливое замечание, хотя нужно сказать, что понятия “легко-сложно” и “быстро-долго” весьма относительны. Можно вспомнить, что у многих ведущих облачных поставщиков тестовый режим длится даже не один год. Вообще должен отметить, что этап предварительного ознакомления связан совсем не только с тестированием, выявлением и устранением ошибок. Этот период необходим также для сбора откликов и понимания того, что же на самом деле нужно рынку. Такова наша общая практика по любому сервису. Разумеется, тестирование тоже важно. Нам надо было быть уверенными, что когда мы запустим сервис в коммерческом режиме, он будет масштабироваться на миллионы пользователей.
PC Week: Будете ли вы распространять платформу Azure как программный продукт, который заказчики или сервис-провайдеры могли бы развертывать сами на своих площадках? Я слежу за этим вопросом с 2008 г., первоначально Microsoft не собиралась этого делать, а в 2009-м Стив Балмер сказал, что таки будет. Такая политика непонятна заказчикам. Планируете ли вы продавать Azure как программный продукт, который можно купить и установить в своем дата-центре?
Дж. З.: Здесь ответ будет коротким — нет.
PC Week: А как же прозвучавшее прошлой осенью объявление о развертывании Windows Azure китайским сервис-провайдером?
Дж. З.: Давайте на этот вопрос я отвечу с изложением нашей полной позиции. У нас есть и будет три разных предложения. Первое — вы можете запустить свой собственный ЦОД на базе Windows Server и Hyper-V. Второе — то же самое решение можно запускать на инфраструктуре хостера (нашего партнера). И наконец, у нас есть публично доступный сервис Azure — масштабная реализация концепции публичного облака на нашей собственной инфраструктуре.
А в Китае используется наша инфраструктура общего доступа Azure, оператором которой является компания 21 Bionet. То есть аппаратно-инженерная инфраструктура, включая серверы и ЦОД, принадлежит этой компании, которая их же и эксплуатирует. А ПО принадлежит Microsoft, то есть софт мы не продавали. Это комплексное решение мы ведем в партнерстве с 21 Bionet. Они сами обеспечивают поддержку своих пользователей, но при этом предусмотрена система эскалации поддержки к нашим специалистам, если возникают вопросы, с которыми они не могут справиться.
PC Week: Но тогда возникает такая проблема: решения, которые сделаны под Azure, я имею ввиду PaaS, не работают, по крайней мере сегодня, на Windows Server. То есть заказчик не может перенести приложение, работающее на вашем сервисе, в свой дата-центр, где у него установлен Windows Server.
Дж. З.: Вы правы, но только отчасти. На самом деле некоторое подмножество ПО, созданное для Azure — PaaS, можно запускать и там, и там. И хорошими примерами являются наши хостинги и порталы. Если вы имеете дело с каким-то ПО, которое пользуется другими частями платформы Azure, то такие программы могут и не пойти в вашем собственном ЦОДе, а поддержка виртуальных машин и там и там одинаковая.
PC Week: Как вы оцениваете конкурентную ситуацию на рынке инфраструктурных облачных сервисов и свою позицию на нем? Там есть лидеры, среди которых аналитики то упоминают Microsoft, то не упоминают, появляются новые игроки…
Дж. З.: Прежде всего нужно сказать, что конкуренция — очень хорошая вещь. Это может показаться странным, но она полезна и для вендоров, каждый из которых хочет владеть всем рынком. Недалеко от штаб-квартиры Microsoft, в Сиэтле, базируется наш сосед Amazon, который тоже пользуется большой популярностью в облачном мире. Он завоевал себе отличный плацдарм с точки зрения инфраструктуры. Но в то же время надо сказать, что мы занимаемся разработкой облачного ПО уже больше десяти лет. С учетом огромного масштаба решений, которые мы развертываем, доказанности на практике достоинств нашего корпоративного ПО, а также того, что мы примерно уже два десятилетия работаем для заказчиков из корпоративного сегмента, я считаю, что мы добьемся большого успеха в этой области. Соревнование в облачной сфере находится в той фазе, когда о победителях говорить еще рано.
PC Week: Недавно я был на конференции EMC, там Пол Мориц охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию как конец этапа пионеров-первопроходцев. И только сейчас сюда выходят настоящие игроки. Вы согласны с такой позицией?
Дж. З.: Да, именно это я и имел в виду, когда сказал, что пока еще рано. Я вижу, что есть очень много компаний, которые понимают, что им нужно облако, но не все пока к этому готовы. Однако они стремятся найти партнера, заслуживающего доверия, который поможет им сделать первый шаг.
PC Week: Так все-таки облачный рынок находится на ранней стадии формирования, или он уже достаточно зрелый?
Дж. З.: Я думаю, что на нем достаточное количество инноваций. Очевидно, что уже многие компании используют облака повседневно, но если посмотреть на всё множество программных средств, применяемых в мире, то остается еще значительное количество ПО и заказчиков, которые пока не используют возможности облака, но сделают это в будущем. Так что, я думаю, облако доказало, что уже является успешно работающей моделью. Но нам еще предстоит увидеть значительное количество инноваций, хороший пример — Big Data.
PC Week: Насколько мне известны данные исследований прошлого года, существенная часть облачного рынка сосредоточена в США. Европа и Азия отстают. С чем вы связываете такое неравномерное распространение?
Дж. З.: Мы с вами увидим, что новаторские решения начнут появляться везде, и способствовать этому будут два важных фактора. Первый — миграция облачных технологий в центры обработки данных глобального масштаба, второй — прояснение всех вопросов, связанных с выполнением нормативных требований, ведь сейчас различия в национальных законодательствах порой мешают широкому использованию облаков. Думаю, темпы внедрения технологий со временем выровняются, когда людям станет ясно, как подходить к решению этой задачи.
PC Week: Какой вам видится ситуация в России? Что вы со своей стороны хотели бы донести на конференции DevCon до разработчиков?
Дж. З.: Я хочу, чтобы они поняли, что может им предложить Microsoft. Потому что для всех профессионалов в области ПО совершенно очевидно, что облако уже здесь, это реальность. Я считаю, что для разработчиков открываются потрясающие возможности, и мы должны помочь им увидеть, как они могут использовать их. А что касается России, я думаю, тут сформируются две основные категории: во-первых — независимые разработчики ПО, создающие собственные программные продукты и сервисы, и во-вторых — экосистема корпоративных заказчиков. Мы всегда активно работали с обеими категориями и будем продолжать эту работу.
PC Week: Спасибо за беседу.