По оценке аналитической компании IDC, в 2012-м рынок бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) вырос на 8,7% до 34,9 млрд. долл., что ниже, чем в 2011-м, когда рост составил 15%. По прогнозу компании, до 2017-го объем продаж BI будет ежегодно увеличиваться в среднем на 9,7%. Прошлогодний прогноз IDC на этот же период обещал ежегодный рост на 10,1%, но аналитики его скорректировали в меньшую сторону, объяснив это продолжающимися проблемами в мировой экономике. Тем не менее по темпам роста в 2012-м аналитический сегмент значительно опередил мировой рынок ПО (рост на 3,6%) и рынок ИКТ (2,9%). Это связано с тем, что несмотря на неблагоприятную текущую экономическую ситуацию, предприятия и вендоры уделяют большое внимание средствам для работы с Big Data, и поэтому технология BI заинтересовала высшее руководство компаний. Кроме того, подъему способствует и то, что, начиная с прошлого года, бизнес-аналитика стала пользоваться массовым спросом, поскольку такие инструменты все шире применяют организации самых разных размеров из разных отраслей и стран.
IDC определяет BI как комбинацию, состоящую из платформ для создания информационных хранилищ; средств повышения эффективности управления (Performance Management) и BI-инструментов; аналитических приложений. В качестве важной тенденции рынка BI аналитики отметили значительный сдвиг в сторону облачных решений. Хотя провайдеры уже давно предлагают облачные услуги в области бизнес-аналитики, спрос на такие сервисы стал быстро расти только прошлом году и, по прогнозу, подъем продолжится в обозримом будущем.
Кроме того, в последнее время многие вендоры выпустили BI-системы, размещаемые в оперативной памяти, которые имеют значительные преимущества перед традиционными по скорости обработки запросов. Ожидается, что заказчики будут все активнее переходить на такие системы, и это подстегнет развитие рынка BI. Ограничивающим же фактором в превращении BI в инструмент массового спроса является дефицит квалифицированных специалистов по ИТ и бизнес-аналитике.
Рассматривая развитие рынка BI по сегментам, IDC отмечает, что в 2012-м самым быстрорастущим был сегмент информационных хранилищ (10,8%), а каждый из двух других сегментов вырос на 7,7%.
Хотя на долю пятерки ведущих поставщиков приходится почти две трети рынка BI (см. таблицу), остается довольно большое пространство, которое делят между собой сотни независимых производителей ПО, работающих в 12 секторах рынка бизнес-аналитики. Одни из них предлагают единственный инструмент или приложение, а другие выпускают целый пакет, охватывающий несколько секторов рынка. Отдельные из этих производителей фокусируются на определенных бизнес-процессах или отраслях, а другие поставляют горизонтальные решения для всех пользователей. Кроме того, поставщики используют разные модели бизнеса (например, коммерческое ПО или Open Source) и варианты развертывания своих систем (на площадке заказчика, в частном или публичном облаке).
Поскольку рынок бизнес-аналитики становится массовым, это привлекает к нему новых вендоров и заставляет традиционных поставщиков увеличивать инвестиции в BI. Но чтобы преуспеть на таком высоко конкурентном поле, вендоры должны выделиться на фоне соперников, причем не только с точки зрения особого аналитического функционала, но и за счет возможности поставлять заказчикам готовые решения либо самостоятельно, либо вместе с партнерами.
Доход (млн. долл.) | Доля рынка (%) | Рост (%) | ||||||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2011/2010 | 2012/2011 | |
Oracle | 5 212,8 | 6 139,0 | 6 484,6 | 18,7 | 19,1 | 18,6 | 17,8 | 5,6 |
SAP | 4 022,9 | 4 773,8 | 5 223,5 | 14,4 | 14,9 | 15,0 | 18,7 | 9,4 |
IBM | 3 898,6 | 4 451,1 | 4 599,0 | 14,0 | 13,9 | 13,2 | 14,2 | 3,3 |
Microsoft | 2 106,6 | 2 347,1 | 2 706,7 | 7,5 | 7,3 | 7,8 | 11,4 | 15,3 |
SAS | 2 009,3 | 2 262,3 | 2 423,2 | 7,2 | 7,0 | 6,9 | 12,6 | 7,1 |
Другие | 10 695,2 | 12 154,7 | 13 480,1 | 38,2 | 37,8 | 38,50 | 13,6 | 11,0 |
Всего | 27 945,4 | 32 128,0 | 34 917,1 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 15,0 | 8,7 |
Источник: IDC