Компании продолжают активно внедрять корпоративные социальные сети. В результате, по оценке IDC, рынок корпоративного социального ПО будет ежегодно расти в среднем на 22,3% и увеличится с 1 млрд. долл. в 2012-м до 2,7 млрд. долл. в 2017-м.
Согласно определению IDC, к ПО для корпоративных социальных сетей относятся программные средства, которые расширяют коммуникационные возможности пользователей, находящихся как в сети предприятия, так и за ее пределами. Функционал таких продуктов обычно позволяет создавать ленты активности, блоги, сообщества, дискуссионные форумы, группы (закрытые и открытые), микроблоги, площадки для обмена идеями, профили пользователей, закладки и вики.
Тенденции
Опросив в феврале 2013 г. более семисот руководителей организаций из США, компания IDC выяснила, что 79% респондентов уже внедрили корпоративные социальные сети, а 25% из них даже применяют несколько таких сетей. Темпы роста продаж ПО для социальных сетей быстро растут почти во всех отраслях, причём рабочие потоки (workflow), поступающие с лент активности, все чаще встраиваются в бизнес-процессы компаний. Для этого необходимо, чтобы корпоративное социальное ПО включало открытые API, через которые можно распространять и делать доступными ценные интеллектуальные ресурсы.
Вместе с корпоративными социальными сетями в компании проникают неформальные методы общения, и пользователи стараются применять социальное ПО для поддержки принятия решений, в качестве средства, облегчающего выполнение специальных работ, и как альтернативу существующим коммуникационным каналам.
В IDC отмечают, что предприятия, стараясь сократить число отдельных приложений за счет их интеграции, встраивают процессы, связанные с социальным ПО, в корпоративные рабочие потоки и коммуникационные приложения. По мнению аналитиков, такая тенденция может привести к тому, что к 2017-му корпоративное социальное ПО войдет в состав бизнес-приложений и уже не будет представлять собой отдельный рынок.
Игроки
На рынке ПО для создания корпоративных социальных сетей работает множество компаний, из которых одни предлагают решения для какой-нибудь отдельной функции (например, для управления сообществами, обмена идеями, поддержки инноваций или лент активности), а другие выпускают платформы с более широким функционалом. При этом предусмотрено большое разнообразие методов внедрения (на площадке заказчика, в качестве SaaS-услуг, с помощью хостинга, в виде программного аплайенса).
В 2012 г. доходы почти всех игроков этого рынка выросли по сравнению с 2011-м, причем у большинства более чем на 10%. По доле рынка первые места занимают IBM и Jive Software, а по темпу лидирует Salesforce.com, которой удалось добиться стремительного роста в результате поглощения в 2011 г. компании Activia Live Chat, продвигавшей социальный сервис Chatter, и перевода многих пользователей этого сервиса с бесплатной версии на платную. В целом рынок остается сильно фрагментированным.
С точки зрения географического распределения рынка корпоративного социального ПО основная часть (81,8%) приходится на американский континент (США, Канада и Латинская Америка). На втором месте стоит Западная и Центральная Европа (13,8%), доля которой быстро растет, так как этому способствует внедрение облачных сервисов. Азиатско-Тихоокеанский регион, включая Японию, пока занимает небольшой сегмент (4,5%), поскольку рынок там находится еще в зачаточном состоянии. Но ожидается, что в ближайшие годы оба отстающих региона обгонят Америку по темпу роста объема продаж корпоративного социального ПО.
Прогнозы
Аналитики выделили ряд факторов, одни из которых будут способствовать росту рынка корпоративного социального ПО, а другие, наоборот, препятствовать. Так, важным драйвером роста является тот факт, что предприятия стараются удовлетворять меняющиеся потребности в коммуникации со стороны всех участников своего бизнеса и поэтому интегрируют социальные сети с имеющимися приложениями для коллективной обработки контента и корпоративными системами.
Кроме того, поскольку организации все шире используют социальные сети, доступ к ним обеспечивается на всех участках, где работают пользователи. Это позволяет применять новые средства принятия решений, объединяющие аналитику и данные с людьми и системами. К тому же внедрение социальных сетей означает не появление на предприятиях новых приложений, а расширение социальных возможностей сотрудников, благодаря которым они могут оперативно оценивать ситуацию на рынке, результаты своей деятельности и реакцию потребителей.
Положительное влияние на рынок корпоративного социального ПО оказывает рост объема интернет-торговли и обусловленный этим поиск новых каналов для общения компаний с потребителями, а также консьюмеризация корпоративного ПО, вызванная тем, что сотрудники все шире используют на работе собственные устройства и веб-приложения. Поэтому многие поставщики такого ПО выпускают инструменты (SDK) для подключения мобильных устройств к своим платформам.
К факторам, замедляющим рост рынка корпоративного социального ПО, относится прежде всего то, что многие предприятия, по крайней мере в США, уже внедрили корпоративные социальные сети и соответственно спрос на это ПО сократится. Кроме того, основные усилия ИТ-отделов теперь будут направлены на развертывание и интеграцию имеющегося социального ПО таким образом, чтобы помочь предприятиям обеспечить информационную безопасность, соответствие требованиям регуляторов и защиту интеллектуальной собственности. Но эту деятельность затрудняет дефицит специалистов в области социального ПО.
Затормозить рост рынка корпоративного социального ПО могут и экономические проблемы, из-за которых в развитых странах сокращаются расходы на ИТ в некоторых сегментах, таких как государственный и финансовый сектора.
Динамика рынка корпоративного социального ПО
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г.* |
2014 г.* |
2015 г.* |
2016 г.* |
2017 г.* |
Продажи, млн. долл. |
233,5 |
414,8 |
567,2 |
803,8 |
1003,0 |
1241,7 |
1534,7 |
1896,1 |
2304,5 |
2749,3 |
Рост,% |
Нет данных |
77,6 |
36,7 |
41,7 |
24,8 |
23,8 |
23,6 |
23,5 |
21,5 |
19,3 |
Источник: IDC
Доходы поставщиков корпоративного социального ПО (млн. долл.)
Компания |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Доля в 2012 г.,% |
Рост в 2011—2012 гг.,% |
IBM |
60,2 |
105,4 |
142,7 |
14,2 |
35,4 |
Jive Software |
38,6 |
66,6 |
102,3 |
10,2 |
53,5 |
Communispace |
45,1 |
59,9 |
70,8 |
7,1 |
18,3 |
Microsoft |
9,6 |
22,3 |
44,0 |
4,4 |
97,4 |
Telligent |
32,1 |
38,7 |
39,1 |
3,9 |
1,2 |
Mzinga |
24,0 |
31,7 |
38,8 |
3,9 |
22,4 |
Lithium |
22,2 |
29,5 |
36,3 |
3,6 |
23,0 |
Socialtext |
25,9 |
34,4 |
35,3 |
3,5 |
2,7 |
NewsGator |
12,0 |
18,5 |
22,0 |
2,2 |
18,9 |
Spigit |
10,0 |
14,9 |
17,6 |
1,8 |
18,7 |
INgage Networks |
9,7 |
12,9 |
15,7 |
1,6 |
22,1 |
Salesforce.com |
— |
1,0 |
12,3 |
1,2 |
1118,5 |
Igloo Software |
4,7 |
6,9 |
10,4 |
1,0 |
51,2 |
Awareness |
7,1 |
9,5 |
8,8 |
0,9 |
7,3 |
Moxie |
— |
7,3 |
8,1 |
0,8 |
11,3 |
Atos |
2,5 |
4,2 |
7,9 |
0,8 |
89,2 |
Brightidea |
1,9 |
4,0 |
5,8 |
0,6 |
44,9 |
TIBCO |
— |
1,1 |
5,0 |
0,5 |
361,3 |
HYPE Idea Management |
2,9 |
4,3 |
4,7 |
0,5 |
11,1 |
VMware |
1,8 |
3,3 |
4,7 |
0,5 |
44,9 |
Mavenlink |
— |
— |
3,2 |
0,3 |
Нет данных (нд) |
harmon.ie |
1,7 |
1,9 |
2,2 |
0,2 |
18,5 |
Attachmate Group |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
0,2 |
55,8 |
Cisco |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
0,2 |
2,7 |
EPiServer |
— |
0,9 |
2,0 |
0,2 |
115,9 |
Saba Software |
0,3 |
0,8 |
1,1 |
0,1 |
39,4 |
Kindling |
— |
0,3 |
0,6 |
0,1 |
119,9 |
Zoho |
0,4 |
— |
— |
— |
нд |
Oracle |
1,0 |
1,3 |
— |
— |
нд |
Другие |
251,3 |
319,2 |
357,3 |
35,6 |
11,9 |
Всего |
567,2 |
803,8 |
1003,0 |
100,0 |
24,8 |
Источник: IDC