Российское отделение IDC опубликовало основные данные по ситуации на отечественном клиентско-компьютерном рынке по итогам второго квартала текущего года, представив результаты исследований по двум сегментам — персональных компьютеров (настольных и портативных) и планшетов. Сообщается, что за отчетный период в Россию было поставлено около 2470 тыс. настольных и портативных ПК. Рынок ПК в целом сократился на 37,3% в штучном и на 42,6% в денежном выражении в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Что касается планшетов, то за квартал было поставлено около 1960 тыс. планшетов, что, по оценкам IDC, более чем вдвое превосходит аналогичный прошлогодний показатель. Таким образом, в общей сложности за второй квартал было продано 4430 тыс. клиентских устройств класса “компьютер”, что на 10% ниже такого же показателя 2012 г.
В целом аналитики еще несколько лет назад пришли к выводу, что рынок традиционных ПК, ориентированных на использование многооконного интерфейса и применение мыши и клавиатуры для навигации и ввода данных, в целом исчерпал ресурсы дальнейшего интенсивного роста. Более того, довольно четко обозначилась тенденция к его возможному сокращению, поскольку для значительной части задач (в основном связанных с потреблением контента) пользователи все шире применяют планшеты и даже смартфоны. Подобные тенденции дали возможность руководителям некоторым ИТ-компаний (в основном из числа ИТ-поставщиков, выступающих прямыми конкурентами Microsoft) заявить о конце эпохи ПК. Но сейчас в целом уже общепризнанно, что термин “пост-ПК” означает не “отмену” ПК как таковых, а лишь ситуацию, когда ПК лишаются былого монопольного положения в сфере обеспечения персональной работы пользователей и клиентский рынок расширяется за счет укоренного роста поставок планшетов. Более того, можно прогнозировать слияние в единый сегмент направлений ноутбуков и планшетов, чему во многом способствует деятельность Microsoft, новая ОС которой — Windows 8 — по сути своей нацелена именно на стирание границы между ними. По мнению аналитиков, планшеты приобретаются чаще всего не для замены ПК, а в дополнение к ним либо людьми, которые раньше не пользовались ПК вовсе.
Если, учитывая сказанное, посмотреть на ситуацию в мире в целом, то в этом году очень хорошо видно, что объемы поставок ПК снижаются, а продажи планшетов растут ускоренными темпами. Так, по данным IDC, во втором квартале текущего года рынок ПК сократился в годовом разрезе на 11,4% (похожую величину называет и Gartner — 10,9%) до величины 75,6 млн. штук. По ее же сведениям за этот период было продано 45,1 млн. планшетов, что примерно на 60% больше, чем годом ранее. Получается, что в сумме было продано 120,7 млн. клиентских компьютеров, что на 6% выше прошлогоднего показателя.
Таким образом, на примере мировых данных видно подтверждение глобальной тенденции: в объемах клиентских закупок идет определенное замещение (в основном ноутбуков нижнего уровня — нетбуков) на планшеты с одновременным быстрым ростом продаж последних (в том числе как второго устройства). Более того, некоторые эксперты считают, что имеются перспективы стабилизации или даже увеличения уже в ближайшее время поставок традиционных ПК, при этом снижение данного показателя в первой половине 2013 г. некоторые наблюдатели связывают с некоторой растерянностью заказчиков (речь идет о корпоративных клиентах) в связи с не очень понятной им стратегией Microsoft относительно развития своей настольной ОС, которая продолжает доминировать в сфере ПК.
Если же вернуться к положению дел в России, то нетрудно заметить, что оно существенным образом отличается от мирового: наблюдается крайне резкое падение объемов продаж ПК, что никак нельзя обусловить только лишь увеличением поставок планшетов, более высокие темпы (по сравнению с мировыми) роста которых объясняются тем, что все же мы выступаем в роли догоняющих передовые ИТ-страны. В суммарных же показателях в нашей стране наблюдается существенный спад (10%), в то время как в мире эти показатели уверенно растут. Такое качественное различие динамики рынка уже никак нельзя отнести лишь к специфическим аспектам ИТ-рынка. Наблюдатели, анализируя эти данные, считают, что российские ИТ-показатели отражают неблагополучную ситуацию в российской экономике в целом, которая, кажется, вступает в сложный период рецессии.
Тем не менее, стоит посмотреть внимательнее на данные IDC о компьютерном российском рынке.
В сфере ПК четверка лидеров выглядит следующим образом: Acer Group (20,1% от всех поставленных за квартал ПК), Lenovo (16,3%), ASUS (14,8%), Hewlett-Packard (13,2%). В меньшей степени спад затронул настольные компьютеры (тут, видимо, играли роль только экономические факторы и некоторая неопределенность с Windows 8.1): поставки сократились почти на 8,2% относительно прошлого года и составили чуть более 785 тыс. штук. Важно отметить, что доля моноблоков в отчетный период выросла до 16,9%. Лидером в сегменте десктопов были Hewlett-Packard, Lenovo и Acer Group, за которыми следовали российские сборщики — DNS и DEPO Computers. Сегмент ноутбуков уже давно и намного опережает настольные ПК в штучном изменении, во втором квартале было продано 1690 тыс. мобильных ПК, но тут и падение было гораздо большим (45,3%), что во многом объясняется давлением планшетов. Группа лидеров-поставщиков выглядит здесь таким образом: Acer Group, ASUS, Lenovo и Hewlett-Packard.
На рынке планшетов по итогам второго квартала крупнейшим поставщиком в штучном измерении в России остаётся Samsung (доля — 14,9%). Apple занимает второе место с долей 14,4%, но в денежном выражении именно эта компания сохраняет лидерство. За этот период времени самого заметного роста добилась фирма Prestigio, занявшая 3-е место в рейтинге поставщиков (рост в 17 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что, по мнению IDC, объясняется укреплением позиций компании в крупнейших российских розничных сетях. За ней в пятерке лидеров следуют teXet и ASUS.
Отчетливо видна тенденция снижения средней цены продаваемых планшетов, которая по результатам второго квартала составила 320 долл. Самой популярной операционной системой по-прежнему является Android — её доля составила 78,9% рынка, на iOS приходится 14,4%, а доля устройств на Windows не превышает 2,9%.
По мнению экспертов из IDC, на сегодняшний день большая часть рынка планшетов сохраняет ориентацию на домашнего пользователя; коммерческий сегмент пока только присматривается к новым устройствам. Аналитики считают, что многие компании все же ориентируются на платформу Windows, и ожидают выхода обновленной версии 8.1 и появления более широкого спектра устройств на ее основе с одновременным снижением их стоимости. Начало широкого использования планшетов в корпоративном сегменте должно привести к увеличению доли Microsoft и на планшетном рынке в целом.