Руководители крупнейших европейских компаний до сих пор не готовы к цифровой трансформации: 63% далеки даже от начала этого процесса. К такому выводу пришли аналитики агентства Coleman Parkes в ходе исследования, проведенного по заказу компании Ricoh. В России этот показатель еще хуже — 73% ИТ-руководителей признали, что их компании совсем не готовы ставить бизнес на «цифровые рельсы».
О неготовности российских компаний к новой роли технологий говорит и еще один факт: сам термин «digital transformation», который хорошо известен ИТ-специалистам европейских стран и процессы в рамках которого и стали предметом исследования Coleman Parkes, до сих не получил устоявшегося определения на русском языке. Модернизация бизнес-процессов в компании с помощью внедрения технологий нового поколения и с целью значительного повышения эффективности — будь то внутренние процедуры, операционные схемы или взаимодействие с клиентами — пока не рассматривается в комплексе. Российские специалисты озабочены лишь отдельными аспектами «цифровой трансформации», при этом, как показывает исследование, их приоритеты существенно отличаются от проблем их коллег из западноевропейских стран.
Оптимизация критически важных бизнес-процессов компании, особенно в сфере финансов, рассматривается участниками опроса как фактор, оказывающий наибольшее положительное влияние на рост бизнеса — первое место в рейтинге ему отвели и европейские (56%) и российские (48%) ИТ-руководители.
Вторым по важности фактором развития бизнеса (37,5%) российские специалисты считают коммуникации с клиентами с помощью онлайн-инструментов и социальных сетей. Что интересно, их европейские коллеги не считают эту задачу приоритетной, в принципе, — в общем рейтинге этот пункт не попал даже в «Топ-5». Различия просматриваются и в других направлениях — так, к примеру, российские специалисты отдают предпочтение работе с большими данными, а сотрудники европейских компаний больше озабочены облачными технологиями. Зато оцифровка документов видится одной из главных задач модернизации компании с целью повышения ее эффективности и европейским, и российским руководителям.
Топ-5 ключевых факторов успешного роста компании, которые могут быть реализованы в ходе цифровой трансформации по результатам опроса европейских ИТ-руководителей: модернизация критически важных бизнес-процессов компании, особенно в сфере финансов (55,5%); оцифровка бумажных документов (38,4%); расширение возможностей для дистанционной работы сотрудников за счет мобильных технологий (27,5%); ввод ИТ-директора в состав правления компании (27,2%); миграция на виртуальные инфраструктуры и внедрение «облачных» технологий (26,5%).
Топ-5 ключевых факторов успешного роста компании, которые могут быть реализованы в ходе цифровой трансформации по результатам опроса российских ИТ-руководителей: модернизация критически важных бизнес-процессов компании, особенно в сфере финансов (48,2%); коммуникации с клиентами с помощью онлайн-инструментов и социальных сетей (37,5%); расширение возможностей для дистанционной работы сотрудников за счет мобильных технологий (32,1%); оцифровка бумажных документов (30,4%); работа с большими данными (25,0%).
Исследование Ricoh и Coleman Parkes показало, что, в то время как большинство руководителей крупнейших предприятий (83%) полагают, что их ИТ-директора осознают необходимость цифровой трансформации, они все же не располагают достаточными возможностями для изменения процессов, угрожающих развитию бизнеса.
Сегодня проектами цифровой трансформации занимаются в основном технические или ИТ-директора (43%), либо исполнительные директора (30%). Однако, если говорить исключительно об ИТ-директорах, только 21% руководителей компаний наделяют их соответствующими полномочиями. Кроме того, менее половины опрошенных руководителей (46%) сказали, что в их штате сотрудников предусмотрена должность ИТ-директора.
«Полученные результаты показывают, что большинство предприятий все еще пребывают в „цифровом средневековье“ и не готовы к изменениям, — отметил Айан Уинхэм, директор по информационным технологиям и финансам компании Ricoh Europe PLC. — По мере развития технологий предприятия будут вынуждены быстро адаптироваться к изменившейся экономической среде, своевременно реагировать на новые требования клиентов и прилагать максимум усилий к сохранению конкурентных преимуществ. В подобных условиях отделы информационных технологий перестанут играть исключительно вспомогательную роль, а ИТ-директора получат возможность корректировать бизнес-процессы, производительность сотрудников и их взаимодействие с клиентами».