Алан Расбриджер, главный редактор британского издания The Guardian, одного из первых СМИ, опубликовавших предоставленную Сноуденом информацию о специальных надзорных программах АНБ, в своём недавнем посте во всех деталях описал подробности оказываемого на него со стороны британских властей давления с целью прекращения дальнейших утечек информации о деятельности американских и британских спецслужб в Интернете. По его словам, это давление началось ещё около двух месяцев назад, когда с ним связался “очень высокопоставленный правительственный чиновник, утверждая, что отражает точку зрения премьер-министра” и потребовал передать ему информацию, которой с The Guardian делился Сноуден.
“Состоялись две встречи, во время которых он требовал возврата или уничтожения всех материалов... Тон был стальным, была скрытая угроза, что другие в правительстве и Белом Доме выступают за гораздо более драконовские подходы”, — отмечает журналист. В ответ Расбриджер обратил внимание чиновника на то, что если сотрудники газеты выполнят требование властей, то не смогут выполнять свой журналистский долг. На что представитель правительства заметил, что газета уже достигла своей цели, создав почву для дискуссий о программах слежения. Главный редактор также написал, что в случае неповиновения ему угрожали судом. “Это был один из самых странных эпизодов в многолетней истории The Guardian”, — сказал он.
Так или иначе, но Расбриджер отказался выполнить требование британского чиновника, после чего, как он пишет, в лондонский офис издания нагрянули два сотрудника Центра правительственной связи и уничтожили жесткие диски двух компьютеров, на которых хранились переданные Сноуденом документы. “Они наблюдали за уничтожением жестких дисков в подвале редакции The Guardian для того, чтобы убедиться в том, что ничего в этой груде металла не будет представлять интереса”, — сообщил главред.
Описываемые в посте подробности появились на фоне вызвавшего скандал девятичасового допроса бразильца Давида Миранды — сожителя американского журналиста The Guardian Гленна Гринвальда. Бразильца остановили прямо в аэропорту Хитроу сотрудники антитеррористической структуры. В британской полиции отметили, что действовали на основании закона о противодействии терроризму. Впоследствии Миранду отпустили без предъявления каких-либо обвинений, но изъяли его личные вещи, в числе которых были телефон, цифровой фотоаппарат, игровая приставка, карта памяти и ноутбук.
Это произошло после того, как накануне Гринвальд пообещал обнародовать еще больше материалов о деятельности спецслужб в Интернете. Он подчеркнул, что собирается “писать еще более агрессивно, чем раньше”, а задержание Миранды Гринвальд посчитал “попыткой устрашения”, предпринятой британскими властями. “У нас есть копии всех материалов, и мы не перестанем публиковать эти сведения, просто не будем делать этого в Лондоне”, — цитирует его слова агентство EFE.
Вместе с тем, главный редактор The Guardian предостерег от создания государства тотального контроля. По его оценке, это угрожает свободе слова и прессы. “Вскоре может оказаться, что журналисты будут лишены возможности иметь конфиденциальные источники, — предостерег он. — Большая часть журналистской работы — как и вся жизнь современного человека — оставляет слишком много “цифровых следов”.
Эдвард Сноуден, работавший в компании-подрядчике ЦРУ, в начале лета 2013 г. передал в The Guardian и ряд других СМИ материалы о работе американских спецслужб. В частности, он рассказал о программе слежки PRISM, которая позволяет спецслужбам собирать данные об интернет-пользователях и абонентах мобильной связи. По данным Сноудена, сбор подобной информации проводится без получения санкции суда, но с согласия крупнейших интернет-компаний мира и операторов мобильной связи. Кроме того, предоставленные Сноуденом документы раскрыли подробности сотрудничества американских спецслужб и их коллег в странах Европы, в ходе которого в ряде случаев нарушались законы европейских стран.
В конце июня Сноуден покинул Гонконг и прибыл в московский аэропорт “Шереметьево”, в транзитной зоне которого провел около месяца из-за того, что власти США, заочно предъявившие ему обвинения в похищении госсобственности и разглашении секретной информации, аннулировали его паспорт. В начале августа Россия предоставила Эдварду Сноудену убежище на год с возможностью продления этого срока.