Потребности в ИТ-обучении меняются вместе с потребностями бизнеса и учитывают его особенности. В данном материале сотрудники РДТЕХ, включая директора Учебного центра РДТЕХ Андрея Чумакова, постарались выделить основные тенденции в ИТ-обучении и соотнести их с потребностями заказчиков из различных сфер бизнеса.
Высокий спрос на специалистов с базовой ИТ-подготовкой
Павел Шмелёв, директор Центра технического консалтинга РДТЕХ, рассуждая о современном ИТ-обучении, сказал о большой потребности бизнеса в специалистах с хорошим базовым ИТ-образованием, но указал на несовершенство вузовского: “Подготовка высококвалифицированных технических специалистов и ИТ-менеджеров является слабым звеном формализованной системы обучения типа “школа — вуз”. Недостаток практического опыта и стажировки в реальном секторе экономики ставит под сомнение жизнеспособность выпускников на быстро меняющемся рынке информационных технологий. Сейчас, как никогда ранее, ценен практический опыт работы и способность применять знания для повышения эффективности управления информационным сопровождением основной сферы деятельности корпораций”.
Игорь Криушин, директор Центра решений для розницы РДТЕХ, разделяя эту точку зрения, добавил: “Такого рода сотрудник может быстро обучиться работе с различными программными продуктами”.
Сергей Комаров, начальник отдела информационных систем общего назначения РДТЕХ, отметил: “Разработка информационных систем в нынешних условиях требует от специалистов достаточно высокого уровня базовой подготовки, а также знания ряда архитектурных шаблонов, необходимых для грамотного построения системы”.
Андрей Чумаков, директор Учебного центра РДТЕХ, добавил, что в последнее время ИТ-директора заказчиков проявляют интерес к концептуальному обучению, например логическим и математическим моделям баз данных. Нужны знания, которые обычно даются в хороших вузах, — широкий кругозор и основные ИТ-концепции.
“Примечательно, что ИТ-директор нуждается не только в знании конкретных инструментов, умении ими пользоваться, но хочет знать сам рынок в целом — обзоры тенденций развития ПО и новых программных продуктов. Также слушателям интересна экспертная составляющая преподавателя — важно иметь возможность получить консультацию по какому-то случаю из практики, увидеть демонстрацию ПО в режиме реального времени и на реальных данных”, — поделился своими наблюдениями из практики Андрей Чумаков.
Этого же мнения придерживается и Александр Белов, ИТ-директор РДТЕХ. Он отмечает, что в ДИТ требуются специалисты, обладающие широким кругозором в области администрирования различных сервисов, например Cisco, облачных сервисов, способные и открытые обучению. И конечно, администраторы Microsoft по используемым версиям, а также по миграции на новые версии. Им обязательно нужно знать Microsoft Windows Server, Microsoft Exchange Server, Microsoft Windows.
ИТ-специалисту нужно уметь работать с аналитическими системами
Александр Белов также считает, что ДИТ нужны специалисты, способные работать на стыке нескольких систем бизнес-аналитики, например "1С" и Oracle Hyperion Planning. Сотрудники должны понимать бизнес-логику каждой из этих систем, уметь самостоятельно поставить задачу для разработчика, а затем принять результат его работы. Такие специалисты должны выполнять функции менеджера, и их главное качество — умение довести задачу до конца. Это касается любых систем, но систем для бизнеса — прежде всего.
Сергей Комаров разделяет это мнение: “Сейчас практически в любом проекте возникает задача интеграции с существующими системами. Чтобы её успешно решить, надо понимать архитектуру этих систем, иметь для этого достаточные знания и опыт. Кроме того, предлагаемое интеграционное решение должно быть максимально универсальным, так как впоследствии оно может быть применено многократно. Если учесть при этом укоренившуюся тенденцию — стремление к сокращению сроков разработки и внедрения информационных систем, то мы увидим, какого высокого уровня должны быть участники проекта”.
Сергей Мисюра, директор Центра технической поддержки РДТЕХ: “Сейчас ИТ-службы в российских компаниях всё чаще используют готовые решения от крупных международных производителей ПО: Oracle, Microsoft, SAP и пр. Отсюда вместо разработчиков требуются специалисты, умеющие пользоваться и внедрять соответствующие программные продукты. Так что, по моим прогнозам, спрос на курсы для разработчиков, владеющих универсальными языками программирования или определёнными инструментами разработки, должен снизиться, а спрос на пользователей и администраторов приложений крупных международных производителей ПО должен возрасти, например по программным продуктам Oracle Siebel CRM, Oracle Hyperion Planning, SAP R/3”.
Андрей Чумаков в ответ на этот тезис отметил, что основа знаний систем для бизнеса — это прежде всего курсы по корпоративному ПО (речь идёт о вендорских курсах). Как правило, они очень интенсивные, насыщены практикой и после их прохождения слушатель начинает работать с “живыми” системами. Самыми востребованными сейчас являются аналитические решения и, конечно, их самое современное воплощение — системы анализа больших данных (Big Data) и работа с неструктурированным контентом.
Грант Арутюнов, директор Центра телекоммуникационных решений, продолжает рассуждать про потребности компаний в аналитике: “Бизнес перестал с открытым ртом слушать ИТ-менеджеров и ИТ-специалистов — топ-менеджер хочет иметь систему, которой он сможет управлять сам, которая выдаст ему мгновенный результат по запросу. У Учебного центра РДТЕХ это направление представлено курсами Oracle Business Intelligence, Oracle Hyperion Planning, IBM i2, Microsoft SQL Server. Также существует тренд — интерес к электронной коммерции, особенно, к e-коммерции услуг.
Покупка товара подразумевает на определенном этапе участие человека — доставку курьером, самовывоз. А предоставление услуги, например открытие, приостановка, возобновление, продление сервиса, во многих случаях может быть автоматизировано полностью.
Oracle предлагает продукт Oracle Order and Service Management. Уникальность этого решения состоит в том, что оно позволяет автоматизировать не только управление заказами — оплату услуги, проверку данных клиента и пр., но и активировать/остановить услугу, т. е. обеспечивает доступ к “железу”, например к коммутатору.
Для разработки приложений для э-коммерции требуются специалисты, способные интегрировать различные программные продукты и создавать удобные интерфейсы для работы с ними”.
Андрей Чумаков отметил, что расписание Учебного центра РТДЕХ включает порядка 10 направлений обучения (более 60 курсов), которые имеют отношение к электронной коммерции. В планах — организация обучения по пяти продуктам по новому направлению Oracle Communication.
Традиционные курсы для ИТ-специалистов
Говоря о спросе на учебные курсы для администраторов баз данных — традиционный профиль Учебного центра РДТЕХ — Сергей Комаров отметил, что спрос на них сохранится на прежнем уровне, поскольку от квалификации этих людей зависит сохранность бизнес-критичных данных, а сама концепция базы данных, лежащая в основе любой современной ИС, пока что не подвергается ревизии.
Среди основных требований ИТ-специалистов Андрей Чумаков называет возможность общаться во время обучения с экспертом, научиться самому реализовывать изученное на практике, ознакомиться с технической документацией во время изучения курса.
Наблюдается повышенное внимание к интерактивным формам обучения.
Ещё одна современная реалия такова — многие компании предпочитают получить для конкретной работы готового специалиста, а не обучать своего. Андрей Чумаков отметил, что Учебный центр РДТЕХ в этой связи предлагает собственные тесты, ориентированные на оценку профессиональной пригодности специалиста для работы в определенной функциональной роли. Такие тесты позволяют не только оценить эффективность обучения, провести аттестацию сотрудников, но и осуществлять “входной контроль” при приёме человека на работу. В таком тестировании по завершении обучения зачастую заинтересованы и ИТ-директора заказчиков.
Не только технологии, но и управление
Андрей Чумаков считает, что современный центр ИТ-обучения не может заниматься исключительно обучением работе с программными и аппаратными средствами: “Уже несколько лет мы сотрудничаем с Русской школой управления, нашим партнёром является компания Сleverics — именно менеджерские курсы, сконцентрированные на вопросах управления, почти наравне с айтишными востребованы в нашем Учебном центре. Также мы включили в своё расписание курсы по управленческому и ИТ-консалтингу: “Повышение эффективности внутренних аудитов системы менеджмента качества”, “Оптимизация организационной структуры и штатной численности персонала”, “Контроллинг бизнес-процессов. ARIS Process Performance Manager для пользователя”, “Инструментальные средства для анализа бизнеса. Администрирование решения ARIS Process Performance Manager”.
Кого ищут HR?
Отвечая на вопрос о потребностях в ИТ-обучении, невозможно не учесть мнение HR-специалистов РДТЕХ, которые ежедневно сталкиваются как с реальным спросом, так и с реальным предложением. Обобщая их ответ, можно выделить основные потребности ИТ-специалистов в обучении — те, которые чаще всего называют сами соискатели. Это получение информации о практических аспектах использования ПО, рекомендаций о ходе дальнейшего обучения от преподавателя — в каком направлении двигаться и развиваться. Специалисту также важно знать о том, в какую линейку входит продукт, как он будет развиваться и что будет выпущено вендором в ближайшее время.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ