Перемены в ИТ-отрасли не дают учебным центрам (УЦ) расслабляться. Не успел рынок ИТ-образования восстановиться после кризиса, как появились очередные угрозы их бизнесу. В таких условиях УЦ ищут новые направления для развития. Так, “Сетевая академия ЛАНИТ” начала предлагать облачное персональное обучение и запустила проект по выпуску электронных школьных учебников.
По иронии судьбы угрозы учебным центрам появились из-за развития тех самых информационных технологий, которым они обучают людей. Благодаря появлению облачных вычислений и социальных сетей стремительно набирают популярность массовые открытые онлайновые курсы (Massive Open Online Courses, MOOC).
Ведущие поставщики ИТ не отстают от этих тенденций и также переносят в облака свои программы обучения. Так, Cisco еще в 2010-м создала портал Cisco Learning Network, который объединяет ИТ-специалистов, и открыла виртуальные лаборатории, позволяющие людям практиковаться в любое удобное для них время, а в 2013-м начала предоставлять открытый доступ к электронной библиотеке с учебными материалами и другие образовательные услуги.
Microsoft запустила обучающий портал Microsoft Virtual Academy (MVA), на котором предлагается несколько сотен технических курсов на 11 языках, в том числе и на русском. По словам Георгия Гаджиева, эксперта Microsoft по информационной инфраструктуре, обучение в виртуальной академии абсолютно бесплатное, а после прохождения курса выдается электронный сертификат. Сейчас в MVA учится более 1 млн. человек, из них более 38 тыс. из России.
Очевидно, что эти бесплатные учебные ресурсы составляют УЦ серьезную конкуренцию, особенно в нашей стране, в которой и так затраты на обучение традиционно отстают от общемировых показателей. А если учесть, что на курсы по технологиям Cisco и Microsoft приходится значительная часть доходов УЦ, то ситуация для них становится тревожной.
Даже внутри самих компаний-производителей возникает конфликт интересов. Так, Георгий Гаджиев объяснил, что обучением занимается подразделение Microsoft Learning, а виртуальная академия — это инициатива подразделения стратегических технологий: “В результате Microsoft Learning лишается части прибыли, тем более что многие курсы портала позиционируются как подготовка к сертификации”.
Однако он отметил, что MVA не обеспечивает доступ к лабораторным работам. По его мнению, портал — это инструмент для начальной подготовки, позволяющей более эффективно воспринимать информацию в УЦ. Но тем не менее он признал наличие конкуренции с УЦ.
Александр Савенков, менеджер Cisco по работе с партнерами по обучению в России и СНГ тоже считает, что после портала следует пройти дополнительную подготовку в УЦ: “Технологии усложняются, а стандартный бесплатный курс длится пять дней. Мало кто может после этого сдать экзамен. Портал ориентирован на подготовку начального уровня. Более сложные технологии лучше изучать в УЦ. И хотя слушатели бесплатных курсов имеют доступ к лабораторным работам, их никто не проверяет и они не знают, были ли у них ошибки и в чем они заключались”.
В такой ситуации “Сетевая академия ЛАНИТ” осваивает новые ниши, стараясь диверсифицировать бизнес. Так, компания расширяет формат персонального обучения, который она запустила три года назад. Сейчас, по словам ее директора Юлии Шиковой, на него приходится 14% оборота. Такой подход оказался успешным. Именно благодаря этому удалось при росте оборота на 26% повысить рентабельность в 2,1 раза по сравнению с предыдущим учебным годом. “Персональное обучение упрощает формирование групп, позволяя в одном классе объединять слушателей разных курсов”, — пояснила Юлия Шикова.
Новый формат персонального обучения в облаке предназначен для тех, кто не может приехать, чтобы учиться к классе. “Мы транслируем курсы через Интернет. Слушатели дома или на работе смотрят видео, отвечают на вопросы. Но это — не дистанционное образование, а подход, позволяющий иметь обратную связь с преподавателем, который может общаться с удаленными слушателями один на один, — сказала Юлия Шикова. — Сейчас в таком режиме обучаются первые 52 человека”.
По ее словам, самое главное в персональном обучении — это проверка лабораторных работ: “Преподаватель смотрит работу учащихся и указывает на ошибки. Это и есть индивидуальная работа со слушателем. Мы не теряем такую возможность даже при удаленном обучении. Для доступа к лабораторным работам используются услуги хостинга провайдера из Германии, потому что это в разы дешевле, чем в России”.
Что касается электронных школьных учебников, то в ЛАНИТе считают, что эта ниша еще довольно свободная. “Несмотря на развитие ИТ, таких учебников пока очень мало, они только сейчас начали появляться в школах, — сказал Дмитрий Изместьев, вице-президент ЛАНИТ по инновационным проектам. — У нас давно была идея этим заняться. В 2011-м мы купили канадскую компанию Evident Point, которая с 1995-го занимается разработкой инструментов для создания электронных публикаций. Все время, прошедшее со того момента, ушло на подготовку рынка”.
Он объяснил, что электронные учебники — это не просто электронные книжки: “Они снабжены мультимедийными приложениями и подробными видеоуроками ведущих учителей России, ссылками на интересный общедоступный контент в Интернете и вопросами для самопроверки. Их можно использовать на любых компьютерных устройствах”.
Компания планирует этой осенью выпустить 400—500 учебников для средних и старших классов, одобренных Минобрнауки. Готовятся и учебники для младших классов.
Все эти продукты будут доступны в двух вариантах: в виде облачного решения, к которому можно обращаться через браузер, и в качестве офлайновой версии для разных ОС. Но бесплатных вариантов не будет. По словам Дмитрия Изместьева, причина в том, что издательства не готовы предоставлять учебники бесплатно, и ЛАНИТ им платит отчисления с каждой книжки: “Для продвижения будем использовать свой канал. Мы сейчас продаем много техники для образования. Почему бы на них не поставить демоверсии, т. е. небольшую часть электронного учебников? Издательства на это согласились. А если школы захотят еще, то должны будут купить учебник через интернет-магазин или магазины мобильных приложений”.
Но ситуация в области электронных учебников не простая. “Издательства не торопятся выходить на этот рынок, потому что беспокоятся, что материал уйдет в Интернет, — сказал Дмитрий Изместьев. — Для защиты контекста мы делаем так, чтобы учебники не загружались на устройство пользователя”. Самым крупным издательством, с которым взаимодействует ЛАНИТ, является “Дрофа”, но есть еще несколько более мелких. “Со многими мы еще ведем переговоры, но это не быстрый процесс”, — сказал он.
Кроме того ЛАНИТ собирается работать с Минобрнауки. “Это будет следующий этап. Государство наконец осознало, что авторизованные электронные учебники имеют право на существование, и готовит пакет законодательных документов в этой области. Но Минобрнауки не собирается сразу переходить на электронные учебники, а хочет выделить несколько школ для апробации. Поэтому для нас ближайший этап — апробация в этих школах и выход на массовый рынок”, — поделился планами Дмитрий Изместьев.