Недавнее исследование компании Antenna Software (признанного эксперта в области корпоративных мобильных приложений и контента) показало, что на смену наблюдавшейся в последние годы тенденции к передаче на аутсорсинг разработки приложений приходит подход “Сделай сам” (Do It Yourself, DIY). А это означает, что сегодня всё возрастающее число организаций предпочитает иметь собственные магазины мобильных приложений (app stores), создаваемые силами своих ИТ-департаментов.
Большинство руководителей, опрошенных в рамках исследования (всего в нём приняло участие около 1000 руководителей ИТ- и бизнес-подразделений из американских и английских компаний), отметило, что они занимаются разработкой приложений как для корпоративных пользователей, так и для заказчиков. Среди же основных недостатков коммерческого ПО они особо выделили его высокую стоимость, низкий уровень безопасности и медленный выход на рынок. Именно эти обстоятельства, по мнению специалистов Antenna Software, и послужили причинами роста популярности подхода “Сделай сам”.
Чтобы понять, как обстоят дела с разработкой корпоративных приложений в России (причем не только мобильных), редакция PC Week/RE решила попросить наших экспертов — руководителей ИТ-служб ряда отечественных компаний — прокомментировать основные выводы исследования Antenna Software.
Возрастание доли собственной разработки
Исследование Antenna Software показало, что сегодня каждая третья компания имеет свой собственный магазин приложений, тогда как в 2012 г. лишь 14% предприятий либо работали над созданием такого магазина, либо только планировали развернуть его. При этом 60% респондентов сказали, что в настоящее время они разрабатывают мобильные приложения для сотрудников (по сравнению с 42% в прошлом году), а 67% — мобильные приложения для заказчиков (по сравнению с 43% в прошлом году).
Нет ничего удивительного в буме разработки ПО для мобильных устройств, считает председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров (СоДИТ) Марина Аншина. Сегодня можно наблюдать смену принципа работы с ИТ, когда современные клиентские места — это не только и не столько экран монитора, они теперь не привязаны к рабочему месту сотрудника. “Конечно, такая тихая революция требует огромного количества разработок, которые позволят продолжать использовать привычное ПО”, — подчеркнула она.
Схожую точку зрения разделяет и независимый эксперт в области автоматизации бизнес-процесов в ритейле Ольга Щепунова. По ее словам, на данный момент развитие мобильной техники реально превосходит развитие корпоративных приложений для работы с мобильными устройствами: “Потребности бизнеса и возможности аппаратуры отстают от потенциала и порой желаний компаний-разработчиков корпоративных приложений, вот и приходится ИТ-службам заниматься собственной разработкой. Мне представляется, что такая тенденция будет сохраняться и в будущем, поскольку невозможно учесть все пожелания разнообразных клиентов. А работа с мобильных приложений всё-таки более персонифицирована (особенно для руководителей), чтобы рассчитывать на разработчиков приложений”.
В отличие от этих оценок заместитель начальника ИТ-отдела КБ “Еврокапитал-Альянс” Олег Белов рассматривает данный вывод исследования как весьма спорный для рынка кредитных организаций. Банковская специфика, по его словам, накладывает особые требования к ПО. Так, используемые программы разделяются на несколько категорий: автоматизированная банковская система (АБС) как ядро, банк-клиент, специальное ПО для работы со сторонними финансовыми, юридическими, отчетными и прочими системами, системное ПО (ОС, офис, антивирусы, файерволы и т. д.), вспомогательное программное обеспечение (CRM, деловой оборот, внутренний учет и отчетность). Из перечисленных категорий АБС является наиболее значимой, и здесь наблюдается картина устойчивого снижения доли самостоятельных разработок — сегодня собственные АБС заполняют рынок уже менее чем на 20%. В секторе банк-клиентов прослеживается аналогичный тренд, и он не случаен. Инновационный поворот государства в сторону электронного обмена существенно усложнил задачи разработчикам ПО, и зачастую эти задачи уже не могут быть решены силами собственных ИТ-подразделений.
Таким образом, отметил г-н Белов, доля собственных разработок увеличивается именно во вспомогательном ПО. Однако данная тенденция обусловлена, скорее, сокращением доли аутсорсинга в целях экономии, чем увеличением собственных разработок как таковых. Характерным примером, по его словам, может стать процесс “сайтотворения”. Ранее задача поддержки сайта была типичной для аутсорсинга, теперь же всё чаще либо заказывается сайт с доступным движком, либо вовсе изначально используются популярные системы управления сайтом с открытым кодом. “Выходит, что тренд на увеличение доли собственных разработок в корпоративном секторе справедлив к вспомогательной части ПО, менее наукоемкой, не нуждающейся в лицензировании и сертификации”, —заключил Олег Белов.
Его поддерживает начальник УИТ Банка БКФ Денис Плюхин, который задается вопросом — зачем банку нужны мобильные приложения для корпоративных пользователей. Логически рассуждая, может показаться, что в целях документооборота. Действительно, находясь в командировке, сотрудникам очень часто требуется посмотреть, утвердить те или иные документы. Но даже в этом случае г-н Плюхин не видит необходимости разрабатывать что-то особенное: “Реализовать такой доступ через мобильный телефон чрезвычайно затруднительно. Представьте, как можно прочитать pdf-файл, а именно такие файлы чаще всего предлагаются для изучения, согласования и консультаций, на экране мобильного телефона? Я считаю, что для полноценной дистанционной работы вполне достаточно удаленного рабочего стола и мобильного компьютера, например ноутбука, а для срочного корпоративного общения с помощью защищенной почты — BlackBerry”.
Важным моментом Денис Плюхин также считает стремление к единой учетной системе в банке, которая позволяет сократить штат на поддержку различных локальных доработок. Если, скажем, требуется разработать программу для автоматизации некого бизнес-процесса, то она обязательно должна интегрироваться с этой системой. Кроме того, необходимо постоянно вносить обновления в систему, чтобы обеспечивать соответствие законам, требованиям ЦБ и других организаций. Нужно и “свою” автоматизацию дописывать, в том числе средства интеграции с учетной системой. Подобные задачи — лишь отвлечение рабочих ресурсов, поэтому следует сесть и посчитать, что выгоднее — заказать всю автоматизацию у разработчика или же делать своими силами? Ответ на этот вопрос во многом зависит от разработчика, считает г-н Плюхин. Зачастую одни и те же решения применяются в разных банках без изменений. Получается, при одинаковых трудозатратах разработчик может продавать свое решение как одному банку, так и сотне. В первом случае получается очень дорого, во втором — вполне терпимо. “Оптимальной вижу ситуацию, когда есть два-три поставщика решений, соревнующихся между собой за банки-заказчики. Тогда банк будет работать со своими клиентами на купленном у выбранного поставщика продукте, который будут обслуживать (настраивать, обновлять, высылать разработчикам предложения об улучшениях и доработках) специалисты банка. То есть произойдет разделение труда между разработчиками и бизнесом”, — отметил он.
В продолжение данной темы директор ИТ-департамента ГК “АльфаСтрахование” Андрей Педоренко поделился опытом, как компания совмещает внутреннюю разработку с внешним аутсорсингом разработки бизнес-приложений. Так, на пять вендорских систем в “АльфаСтраховании” имеется одно приложение, созданное внутренней командой. При этом обеспечивается основная тенденция — использование внутренних ресурсов для наиболее сильно и быстро изменяемых систем, таких как веб-интерфейсы для организации продаж страховых полисов агентами и страховыми посредниками. Также важным направлением инсорсинга г-н Педоренко считает разработку интеграции различных компонентов корпоративного бизнес-ландшафта: “Пока что использование аутсорсеров в этой части нам видится ограниченным, тем не менее даже для таких, сугубо внутренних разработок мы ищем возможности привлечения внешних ресурсов. Данная задача оказалась очень непростой, но разрешимой”.
Ориентация на близкие цели
Две трети опрошенных в рамках исследования Antenna Software отметили, что все или большинство уже реализованных и планируемых ими мобильных проектов обеспечивают поддержку существующих бизнес-процессов. В этом их главное отличие от других проектов, направленных на трансформацию бизнеса и внедрение нововведений.
Комментируя данный вывод, Марина Аншина вспоминает, что когда она была в Японии, то ее весьма удивил подход крупнейшей национальной телекоммуникационной компании DOCOMO, которая держала огромный штат собственных программистов и не использовала готовые АС помимо офисных программ. Свой выбор они обосновывали потребностью в гибкости, чего, по их мнению, можно было достичь только путем использования собственных разработок.
С точки зрения г-жи Аншиной, потребность в гибкости будет только расти, так что компании волей-неволей придут к необходимости собственных разработок. Вместе с тем она считает, что такие разработки всё чаще будут вестись на программных платформах, ориентированных на тот или иной функционал, что позволит осуществлять их быстрее и качественнее: “Готовые приложения ориентированы на широкий круг задач, при этом чем для большего количества компаний они подходят, тем больше вероятность их коммерческого успеха (при прочих равных свойствах). Поэтому естественно, что они обычно сложнее, тяжелее и дороже собственных разработок”.
Андрей Педоренко отметил, что инсорсинговые проекты “АльфаСтрахования” в основном направлены как раз на трансформацию и нововведения, поскольку более гибки в управлении. Однако в последнее время ИТ-департамент ищет и предполагает внедрять более гибкие платформенные решения от внешнего разработчика/вендора. Речь идет о новых технологиях на основе BPM, которые, как ожидается, позволят решать инновационные задачи бизнеса быстрее и качественнее. Залогом такой уверенности может служить то, что у ИТ-специалистов компании уже имеется подобный опыт в реализации “вторичных” бизнес- процессов.
Соглашаясь с выводами экспертов Antenna Software, Олег Белов сказал о необходимости учитывать, что узко поставленные вопросы и однозначные ответы на них могут полностью быть статистически верными, но не отражать реальной картины: “Так, утверждение, что в августе верблюд не пил воды, не означает, что этот месяц настолько хорош для верблюда. Скорее всего, он был в глубоких песках и воды просто не было”.
При этом он заметил, что в период стагнации рынка нет не только новых заказов, но и самого развития бизнеса. ИТ-составляющая банковского сектора в данный момент находится под мощным воздействием модернизации взаимодействия федеральных субъектов, а также новых требований к электронным документам, способам их хранения и прочим запросам.
Данный вывод исследования поддерживает и Ольга Щепунова, которая обратила внимание на то, что мобильные устройства по своей сути предназначены либо для руководителей, которые не всегда сидят на своем рабочем месте, либо для разъездных сотрудников. С другой стороны, она полагает, что появление мобильных приложений сделало возможным развитие или трансформацию уже существующих бизнес-процессов, как, например, заказ товара в центральном офисе мерчендайзером непосредственно из магазина.
Проблемы реализации
Самыми крупными разочарованиями мобильных проектов участники исследования назвали их стоимость (48%), скорость выхода на рынок (43%), безопасность (39%) и интеграцию (36%). При этом специалисты Antenna Software подсчитали, что среднее предприятие занимается построением и управлением одновременно четырех мобильных проектов, для чего использует услуги в среднем трех разных поставщиков решений. Кроме того, исследование показало, что 20% компаний переписывают или должны будут переписать от одной четвертой до половины мобильных приложений, развернутых к настоящему времени.
Все наши эксперты сочли данные цифры вполне закономерными. Причем, как отметила Ольга Щепунова, все перечисленные проблемы реализации не являются уникальными только для мобильных приложений, их можно наблюдать и в других корпоративных приложениях и проектах.
Сходную позицию занимает Андрей Педоренко, который считает, что выявленные в ходе исследования проблемы имеются и в более солидных приложениях. Так, опыт “АльфаСтрахования” по использованию аутсорсеров для разработки веб-ориентированного приложения для продаж говорит о том, что это — очень специфический вид деятельности, с которым ИТ-департамент не всегда может справиться успешно. Здесь и проблемы несоответствия подходов внешних разработчиков к планированию работ, и их жесткие требования к документированию заданий, к которым зачастую не готовы заказчики, а также — быстро меняющиеся внешние требования, которые также должны быстро отрабатываться вендором, что также нереально.
Также, по словам г-на Педоренко, серьезной проблемой становится противоречие вендора: с одной стороны, ему необходимо утилизировать свои ресурсы и как можно шире продать свои ноу-хау, соответственно набрав как можно бóльший портфель заказов, а с другой — поддержать широту уникальных требований со стороны разных заказчиков. Данное противоречие зачастую приводит к недостаточности ресурсов разработчика, выделенных для конкретного клиента, и снижению качества и оперативности разработки. Соответственно в результате иногда приходится включать в работу внутренние ресурсы.
Марина Аншина обратила внимание на то, что оценка стоимости разработки представляет собой довольно сложную задачу, особенно в условиях внутренней разработки, когда делать это по большому счету необязательно. В результате значительная часть компаний предпочитает не тратить на это время и силы. “Поэтому я ничуть не удивляюсь, что высокая стоимость названа в числе самых больших разочарований мобильных проектов, — сказала г-жа Аншина. — Для меня удивительно, что безопасность не стоит на первом месте. По моим сведениям, именно этот вопрос препятствует массовому использованию мобильных устройств в профессиональной деятельности”.
Проблему собственной разработки Марина Аншина видит в том, что в “домашних” условиях редко удается грамотно организовать этот процесс. Обманчивая простота написания простого кода типа “Hello, world!” не имеет ничего общего с теми непростыми задачами, с которыми сталкивается всякий, кто разрабатывает качественное, надежное, гибкое и полезное ПО, считает она: “Хорошо, что есть общеизвестные стандарты, помогающие построить процесс разработки. А плохо то, что компании-непрофессионалы о них часто не знают. В результате получается программный продукт, который живет до тех пор, пока создавшая его команда (или отдельный программист) работает на предприятии”.
С точки зрения г-жи Аншиной, вопрос переписки кода также имеет отношение к гибкости. АС умеет делать только то, чему ее “научили” разработчики, а задачи, которые ставит перед ней время, могут и не совпадать с представлениями последних. Эклектические попытки дописать, видоизменить АС ни к чему хорошему не приводят: даже если на короткое время они позволяют решить проблемы компании, то в дальнейшем ведут себя ненадежно и уж следующих переделок не вынесут.
Дополняя этот взгляд на проблемы, Олег Белов подчеркнул, что внедрение чужеродного имплантата всегда тяжело переносится организмом. И пояснил: “Его стоимость, пожалуй, является основным пороговым критерием. Именно в категориях “рубль — доллар” бизнес даст ответ на вопрос о необходимости инноваций. И не зря именно этот параметр стоит на первом месте в результатах опроса”.
Второе место, по мнению г-на Белова, заслуженно занимают временные рамки, которые зачастую задаются темпами изменения рынка или требованиями законодательства — и в том, и в другом случае “поздно испеченный пирожок” может уже не пригодиться. Однако он предлагает не драматизировать эту категорию и снизить ее процентное соотношение в пользу двух оставшихся: безопасности (в силу привыкания бизнеса к этому слову в ИТ-сфере) и интеграции (сложности внедрения стороннего продукта в инфраструктуру кредитной организации полностью могут оценить только специалисты ИТ-подразделения, а так как их мнение является экспертным по этому вопросу, то и услышано оно должно быть обязательно).
Высокая затратность
Согласно результатам исследования Antenna Software, в течение ближайших 12—18 месяцев компании планируют вложить 565 тыс. долл. в реализацию мобильных проектов (по сравнению с 422 тыс. долл. в недавнем прошлом).
Данный вывод представился самым непростым для наших экспертов. Так, Ольга Щепунова полагает, что эти цифры характерны для стадии роста количества мобильных устройств и ненасыщенности рынка мобильных приложений, предназначенных как для этих устройств, так и для корпоративных ИС. Со временем тенденция к росту сменится стабильностью, а возможно, и небольшим падением.
А вот Олег Белов видит основную сложность в очень уж неопределенном определении недавнего прошлого. Если принять во внимание математическое сокращение бюджета, то можно сделать вывод как о снижении доли разработки в целом, так и о переносе акцентов на разработку силами собственных ИТ-служб. Чтобы получить дополнительную информацию по этому вопросу, г-н Белов предлагает оценить индекс ММВБ за последние три года: “График красноречиво подтверждает динамику приведенных в опросе цифр. Если же рассмотреть частные индексы, скажем “Сбербанка”, ‘Газпрома”, ВТБ, ‘Северстали”, то картина становится всё более очевидной. Именно эти аргументы еще раз могут подтвердить факт того, что многие компании отказываются от аутсорсинга разработки. Главное при этом — не оказаться тем верблюдом в песках безбрежной пустыни”.