На протяжении последних нескольких лет мы оказались свидетелями глубоких сдвигов в корпоративных вычислениях. Хотя организации продолжают полагаться на внутренние вычислительные ресурсы для решения своих задач, облачные технологии стали основным направлением в сферах ИТ и бизнеса.
Компании, успешно интегрирующие облачные технологии с существующей у них ИТ-инфраструктурой, могут достичь такого уровня подвижности, гибкости и способности к изменениям, которые невозможно было представить всего несколько лет назад.
“Облака становятся фундаментом для новой ИТ-платформы, — считает Майк Перл, ведущий специалист по облачным вычислениям консалтингового гиганта PwC в США. — Организации объединяют ИТ-активы, стараясь добиться более выгодных результатов. Во многих случаях они получают возможность быстрее и более эффективно реагировать на динамику рынков”.
Безусловно, объединение существующей у компании ИТ-инфраструктуры (обычно выполненной на основе систем, унаследованных от прошлого) с облачными сервисами, реализующими схемы инфраструктура как сервис (IaaS) и приложения как сервис (SaaS), представляет собой непростую задачу. По мере того как организации подключаются к растущему ассортименту облачных сервисов, перед ними встает большое число практических и технических вопросов, среди которых: как наилучшим образом разделить хранилища данных и интеграционные процессы, как управлять данными в различных системах, как подойти к решению проблемы теневых ИТ, т. е. самостоятельно используемых сотрудниками независимо от политики и ИТ-ресурсов компании, как обеспечить адекватное управление ИТ-инфраструктурой и ее защиту?
На эти вопросы нет простых ответов. Однако организации, успешно интегрирующие облачные технологии со своей ИТ-инфраструктурой, часто достигают такого уровня подвижности, гибкости и способности к изменениям, который невозможно было бы представить всего лишь несколько лет назад, отметил Массимо Пеццини, вице-президент и научный сотрудник исследовательской компании Gartner: “Облака должны использоваться для предоставления услуг и управления процессами, которые невозможно или невыгодно осуществлять с помощью традиционных подходов. Они должны использоваться для преобразования бизнеса… не просто для того, чтобы сделать его более эффективным”.
По мере того как организации принимают концепцию работы с облачными вычислениями и приступают к интеграции их в ткань своего бизнеса, начинают происходить более глубокие изменения. “В прошлом ИТ-департамент предлагал услуги, основываясь на потребностях бизнеса и в рамках стратегии, которой бизнес пытался следовать, — заметил Даниэль Бентон, управляющий директор практики IT Strategy в консалтинговой корпорации Accenture. — Сегодня топ-менеджеры не обязательно прислушиваются к мнению ИТ-директора и ИТ-департамента при выборе и внедрении информационных технологий. Они принимают свои собственные решения и обращаются к провайдерам облачных услуг за предоставлением необходимых им возможностей”.
Это уже почти революция. Во многих случаях теперь директор по маркетингу, кадровым ресурсам, финансам или юридическим вопросам может подключить нужный ему сервис буквально за несколько минут, как правило, обладая всего лишь кредитной картой. С этим новым способом ведения дел “подвижность часто определяется как способность ИТ-департамента не вмешиваться в случаях, когда бизнес-подразделению или департаменту необходимо наиболее быстрым и непосредственным способом отреагировать на крайне нестабильную ситуацию в бизнесе”, отметил Бентон. Однако точечные преимущества, возникающие вследствие применения отдельных облачных сервисов, не всегда соответствуют тем возможностям, которые может предоставить хорошо интегрированная платформа облачных вычислений. “Инновация состоит не в том, чтобы иметь самые передовые части технологии, — добавил он. — А в том, чтобы ИТ-департамент добился уровня интеграции, обеспечивающего максимальный результат”.
Разработка комплексной стратегии имеет первостепенное значение. “Организации должны осознать, что гибридная схема, сочетающая облачные и расположенные локально (on-premises) приложения, постепенно будет становиться нормой, — пояснил Пеццинни. — Они должны разработать гибкие процессы управления, методику и платформы интеграции для достижения этой цели”. Gartner называет это облачно-системной интеграцией (cloud-services integration, CSI).
Эффективная интеграция, по словам Перла, означает создание связей и соединений между системами. Хорошо спроектированная инфраструктура также помогает корпорациям избежать разрастания числа используемых облачных сервисов, устраняя избыточность и неэффективность процессов.
Наращивая энергию облачных технологий
У корпорации EnergyPlus (Филадельфия, шт. Пенсильвания), входящей в список Fortune 250 и продающей электричество и природный газ более чем 350 тыс. покупателей, разбросанных по всему северо-востоку США, облачная инфраструктура играет все более заметную роль в деловых операциях. Интеграция облачных сервисов с существующей ИТ-инфраструктурой жизненно важна для компании, сказал ИТ-директор Хью Скотт: “Нам критически важно поддерживать доступность нашего веб-сайта и приложений нашего контакт-центра 24 ч в сутки, 7 дней в неделю. Если наш сайт недоступен, это прямо влияет на нашу деятельность”. Его компания полагается на веб-технологии для обслуживания имеющихся покупателей и привлечения новых (более 90% новых покупателей подписываются на услуги компании через Интернет).
EnergyPlus, действующая на рынке около шести лет, в прошлом использовала свои собственные веб-серверы и компьютерное оборудование для управления ключевыми приложениями и инфраструктурой. Однако через некоторое время компания почувствовала, что отсутствие возможностей масштабирования сковывает ее бизнес. В некоторых случаях требования к производительности сайта могли резко повыситься — в пять-десять раз. “Нам стало очевидно, что без виртуализации и облачной инфраструктуры будет невозможно обеспечить нужную масштабируемость, — сказал Скотт. — Мы не могли бы обеспечивать требуемый уровень производительности и доступности”.
В результате ИТ-департамент стал искать способы переместить всю производственную ИТ-инфраструктуру компании в облако. Другие задачи стали решаться по этой же схеме. Сегодня EnergyPlus использует виртуальное частное облако, управляемое с помощью SunGard Availability Services, и может увеличивать и уменьшать объем и мощность ИТ-ресурсов по своему желанию. Компания также разместила в облаке инструментарий для создания ПО и перешла на работу с облачной почтовой системой. Во время этих шагов ИТ-персонал компании из 40 человек тесно сотрудничал с руководителями бизнеса для разработки стратегии; “безшовно” увязывал в единое целое действующие системы, данные и рабочие процессы; разрабатывал дорожную карту для будущих миграций.
По этому поводу Скотт сказал так: “Если мы что-то переносим в облако, то не ищем для этого обоснований. Но нам нужно аргументировать, почему мы что-то не переносим в облако…. [В результате перехода к облачным вычислениям] наш ИТ-департамент сегодня мыслит более стратегически и компания в целом лучше функционирует”.
Ясный взгляд на ИТ
Интеграция облачных технологий в ИТ-инфраструктуру требует большего, чем просто физического соединения систем, утверждает Перл: “Важно развивать модель управления, которая обеспечивает намного большую гибкость для бизнеса, при сохранении должного уровня контроля и безопасности для ИТ”. В конечном счете, добавил он, организация должна прийти к созданию инфраструктуры, “которая ускоряет выход на рынок, предлагает правильные возможности и избегает фрагментации бизнес-процессов”. На этом пути необходимо также решить проблему теневых ИТ (покупку по разовым запросам облачных сервисов, управляемых извне) и взять их под контроль. В противном случае, считает Пеццинни, организации могут столкнуться с серьезными проблемами из-за применения теневых ИТ и вызванных ими негативных последствий в бизнес-процессах.
Объединение облаков и существующей ИТ-инфраструктуры находится в центре стратегии компании Critical Mention (Нью-Йорк), которая создает и распространяет по всем миру видеопрограммы в реальном времени. Компания имеет около 200 точек присутствия на четырех континентах и оцифровывает примерно 40 ч передаваемого телевизионного сигнала каждую минуту.
Компания насчитывает около 1500 клиентов, начиная от таких гигантов, как McDonald и Mercedes Benz, и заканчивая правительственными агентствами, PR-фирмами и некоммерческими организациями. Клиенты задают фильтры и получают предупреждения в реальном времени, когда видеосегмент удовлетворяет заданным ими критериям. “Мы представляем собой компанию, построенную вокруг технологий, и это предъявляет огромные требования к [необходимым для нашей работы] системам”, — сказал основатель и исполнительный директор Critical Mention Шон Морган. В компании сейчас хранится примерно 1 Пб данных.
Critical Mention объединила в своем частном облаке ряд облачных сервисов и приложений, обеспечивающих решение таких задач, как аварийное восстановление, контроль качества, разработка и демонстрационная инфраструктура, бизнес-аналитика и пост-процессинг. Во время урагана “Сэнди” существовавшая в тот момент в компании система аварийного восстановления данных, построенная по принципу избыточного хранения информации на различных серверах, оказалась выведена из строя на четыре дня, в результате чего компания понесла значительные финансовые потери, рассказал Морган. Сегодня [используемая Critical Mention] облачная инфраструктура, предоставленная компанией Rackspace, не только гарантирует надежную защиту информации, но и обеспечивает клиентам доступ к видеосегментам спустя секунды после их появления на таких новостных каналах, как Bloomberg, CNN и ABC.
Морган считает, что ключом к достижению успеха стало объединение потока данных, серверов интеграции и унаследованных систем с облачными сервисами. Инженеры и ИТ-персонал тесно взаимодействовали с провайдером облачной инфраструктуры Rackspace в процессе интеграции различных программных и компьютерных систем. “Задача заключалась в предоставлении нашим клиентам наилучшего обслуживания, включая высочайшую стабильность и доступность на уровне четырех девяток, — подчеркнул Морган. — Облачные технологии играют критически важную роль в создании рабочей платформы, необходимой в цифровую эпоху”.
По мнению Пеццини, в перспективе ИТ-департаменты должны будут перестроить свою работу и начать функционировать в качестве брокера облачных сервисов, работающего как с внешними провайдерами, так и с внутренними ресурсами для предоставления услуг наиболее эффективным способом. Это требует нового уровня технической компетенции в сочетании со способностью общаться и сотрудничать таким образом, который не требовался еще несколько лет назад. Это также требует внедрения новых подходов к работе.
Например, Gartner предсказывает, что к 2016 г. по крайней мере 35% крупных и средних организаций будут использовать облачный сервис класса “интеграционная платформа как услуга (iPaaS)”. “В новом мире облачных вычислений, мобильных технологий, социальных сетей и больших данных роль ИТ-директора начнет все больше трансформироваться в роль директора по интеграции в рамках организации”, — считает Пеццини.
В то же время Бентон указывает, что в настоящее время уже предпринимаются огромные усилия по объединению различных ИТ-областей, в рамках которых облачные технологии пересекаются с мобильными стратегиями, социальными медиа, большими данными и т. д. Цифровая стратегия меняется от компании к компании, но в любом случае главное — предоставить доступ к цифровым технологиям наиболее эффективным способом.
“Это немного напоминает 1999 г., — сказал он. — Каждый тогда знал, что настало время разработать е-стратегию, но далеко не каждый понимал, как интегрировать различные технологии в единое целое и получить жизнеспособную бизнес-модель. Сегодня организации должны предложить цифровую повестку дня в сочетании с гибкой инфраструктурой”.
Перл добавил, что продолжающийся переход к облачным технологиям предоставляет возможность трансформировать организацию и ИТ: “Используются ли облака в организации на уровне приложений, на уровне инфраструктуры или на уровне управления данными, в центре внимания должны находиться пути объединения ИТ-активов наиболее эффективными способами и получения наилучших результатов. Облачные технологии заставляют ИТ-организации фундаментально изменить их деятельность и превратиться из хранителя и менеджера бэк-офиса в интегратора стратегических сервисов и лидера бизнеса”.