“Зачем они сделали это?” — спросил мой давний приятель в письме сразу после появления новости о намерении Microsoft купить мобильный бизнес Nokia. “Не уверен, что обеим сторонам этого очень хотелось, но, видимо, у них уже просто не было другого выхода”, — ответил я ему.

Итак, в многолетней истории взаимоотношений Microsoft и Nokia, в которой долгий период довольно резкого противостояния сменился теснейшим партнерством, кажется, поставлена точка. “Кажется” потому, что сделка должна быть еще одобрена акционерами и регулирующими органами. Конечно, тут вряд ли можно ожидать затруднений, но все же стоит вспомнить о другой похожей истории, когда Microsoft была полна решимости купить Yahho! за астрономическую сумму в 50 млрд. долл., но сделка тогда не состоялось, поскольку владельцы интернет-гиганта (или уже не гиганта?) посчитали такое предложение недостаточно весомым. И, несомненно, оказали акционерам Microsoft огромную услугу: буквально через несколько месяцев после “ответа с отказом” грянул мировой экономический кризис и стоимость акций покатилась вниз. А такое резкое обесценивание столь огромных активов могло бы серьезно подкосить финансового здоровье даже такого “здоровяка”, как Microsoft.

Конечно, в случае с Nokia все выглядит гораздо спокойнее. Сумма покупки (в долларах — 7,2 млрд.) по меркам ИТ-покупок совсем не так велика, тем более для Microsoft с ее огромными показателями прибыли. Более того, размер сделки кажется до обидного небольшим, учитывая что речь все же идет об одном из крупнейших (хотя былое величие уже позади) игроков динамично развивающегося рынка мобильных устройств. Впрочем, это наверняка отражает реальную стоимость приобретаемого товара, который к тому же имеет все шансы падать в цене и дальше…

То, что “золотые времена мобильного бизнеса” для Nokia безвозвратно прошли и в новой конкурентной ситуации у компании не осталось почти никаких шансов удержать достойные позиции на рынке мобильных устройств, стало понятно уже в начале нынешнего года. Концовка 2012-го показала, что “чудо-оружие” в виде выпуска новой серии смартфонов на базе новейшей Windows Phone 8 по реальной эффективности для бизнеса оказалось чем-то вроде попыток остановить нарастающий горный поток (даже два потока — iOS и Android) бросанием в него небольших булыжников. Проблема усугублялась еще и тем, что на “втором фронте” (планшетные системы) Microsoft, играющая конечно же заглавную роль в “двойственном союзе”, также не смогла показать сколько-нибудь заметных успехов, продемонстрировав в деле продвижения планшетов на базе новой Windows 8 результаты заметно ниже минимальных оценочных прогнозов аналитиков.

В этой ситуации вариант избавиться от теряющего силы, но еще достаточно дорогого бизнеса (одно слово “Nokia” стоит многого!), чтобы обеспечить жизнеспособность компании в целом, виделся наиболее реалистичным. И при этом совсем не зазорным! Ведь именно так поступила десятью годами ранее другая “мобильная звезда Скандинавии”, шведская Erisson, благоразумно отдавшая свое мобильное подразделение японской Sony (которая сейчас, кажется, готова также признать свое поражение в борьбе с соседями из Восточной Азии), сосредоточившись на своем исторически изначальном электронно-коммуникационном бизнесе. Кстати, возможно, это не простое совпадение: в эту же сферу полностью погрузится со следующего года и финская компания — почти половина ее сегодняшних доходов (не очень много уступающих мобильному направлению) приходится на подразделение Nokia Siemens Networks.

Тема избавления от ставшего бременем мобильного бизнеса четко обозначилась на рынке в июне прошедшего года, когда тема “приобретения” финского мобильного гиганта опять была инициирована сразу двумя сообщениями о “намерениях”. Сначала об этом заявил высокопоставленный представитель китайского производителя Huawei (правда, уже спустя несколько часов еще более высокопоставленный менеджер этой же компании данное заявление дезавуировал), а днем позже в зарубежных СМИ (в частности, в Wall Street Journal) появилась информация о проведении переговоров между Microsoft и Nokia о возможности приобретения Редмондом бизнеса мобильных устройств финской компании. Впрочем, тогда эта информация никак не была подтверждена, но и не опровергнута ни одной из сторон.

Хотя эти два предложения в тот момент не получили развития в явном виде, на самом деле они очень четко сформулировали возможные сценарии развития событий.

Первый вариант: Nokia сохраняет мобильный бизнес за собой и каким-то образом все же самостоятельно восстанавливает свои лидирующие позиции. Причем тут виделись два подварианта: компания продолжает ориентироваться на платформу Windows Phone или же переходит на Andoid. В одном случае путь выглядел уже достаточно тупиковым, а второй сценарий просто нереалистичным, поскольку это потребовало бы много времени и ресурсов с очень непонятными перспективами сражения с мощными конкурентами, уже давно работающими с Andoid.

Второй вариант казался весьма вероятным, поскольку быстро растущим китайским производителям авторитетный бренд и мощная деловая инфраструктура Nokia были бы очень кстати в их борьбе за мировой рынок. Тут был только один важный нюанс (он четко прозвучал в июньском заявлении Huawei) — покупатель бы однозначно заменил после приобретения Windows на Android.

Третий вариант: Microsoft получает в свое распоряжение соответствующую половину своего ближайшего “мобильного партнера” и начинает выступать в явном виде в роли поставщика смартфонов (разумеется, на базе свой программной платформы), продолжая таким образом путь, начатый год назад в виде поставок собственных планшетов-ноутбуков.

Итоги второго квартала текущего года показали, что Nokia не может переломить ситуацию в мобильных делах, спад продаж продолжается, в то время как объемы рынка в целом продолжают быстро расти. Аналитики еще уверенней стали говорить, что уже до конца года Nokia будет просто вынуждена расстаться с мобильным бизнесом, который иначе может утянуть на дно всю компанию. Многие наблюдатели называли в качестве наиболее вероятного “вариант Microsoft”, но в эти прогнозы внесла некоторое сомнение новость о предстоящем уходеCEO Microsoft Стива Балмера. Было понятно, что речь тут шла вовсе не о смене личности руководителя, а о вероятной, причем, возможно, достаточно радикальной, коррекции стратегии развития корпорации. В частности, было не очень понятно, будет ли на самом деле компания заниматься производством устройств (хотя в официальном заявлении Microsoft говорилось о верности провозглашенному год назад курсу, но все понимали, что в подобной ситуации ничего иного стратегическое руководство сказать и не могло, а что оно на самом деле думает — это будет видно позднее).

И вот спустя еще 10 дней стало известно о принятом решении по сделке Microsoft с Nokia. Почему же был выбран именно этот вариант выхода из делового тупика?

Скорее всего, это был самый привлекательный вариант для Nokia по чисто финансовым показателям, а может быть, других запросов о покупке не было вовсе. Во всяком случае, фондовый рынок оценил данный шаг Nokia сугубо положительно: курс акций компании сразу же повысился почти на 25—50% (на разных биржах).

Намного интереснее то, почему на это пошла Microsoft. На первый взгляд за этим видно подтверждение верности “приборной” стратегии, и, как следствие, можно предполагать, что никакой особой коррекции “курса Балмера” не будет. Что, вероятно, именно так и есть. Но, может, и нет. Дело в том, что если Microsoft намерена продолжать бороться за место на мобильном рынке, то, похоже, у нее просто не было другого выбора, причем действовать нужно было очень быстро. Вполне вероятно, что Редмонд и сам уже понял сомнительность пути “а-ля Apple” и не очень хотел встревать в сомнительную борьбу на высококонкурентном рынке мобильных устройств с целом армадой азиатских производителей, но сценарии один и два фактически сводили бы уровень присутствия Windows Phone 8 на мировом рынке почти до нулевой отметки. Спасти ситуации (хотя бы временно) могло только принятие падающего мобильного бизнеса на свой баланс.

А что же будет дальше? С этим еще предстоит разобраться…

ТАБЛИЦЫ

Показатели Nokia Devices& Servicesв последних отчетных кварталах  (источник: отчеты Nokia)

Доход
Операционная прибыль (убытки)
Объем, млрд. евро Изменение за год,% Объем, млрд. евро Изменение за год,%
IV кв. 2012/2011 3854/5997 -36 276/203 36
I кв. 2013/2012 2888/4246 -32 -42/-218 -
II кв. 2013/2012 2724/4023 -32 -33/-473 -

Основные финансовые показатели Nokia  (источник: отчеты Nokia)
Годы Доход, млрд. евро Операционная прибыль (убытки), млрд. евро
Devices&Services Nokia Siemens Networks Всего Всего
2007 37,7 13,4 51,1 7,9
2008 35,1 15,3 50,7 4,9
2009 27,1 12,6 41,0 1,1
2010 29,1 12,7 42,4 2,0
2011 23,9 14,0 38,7 (1,1)
2012 15,7 13,8 30,1 (2,3)