Российская компания SPIRIT опубликовала результаты анализа рынка видеоконференцсвязи по итогам первого полугодия 2013 г.
Согласно данным журнала AV Magazine спрос на мобильные и десктопные программные продукты для веб-видеоконференций в мире продолжит уверенно расти в течение двух следующих лет. По сравнению со сформировавшимся мировым рынком программных ВКС российский сегмент продаж программных ВКС находится на этапе интенсивного развития. По данным компании SPIRIT, основанным на экспертном анализе рынка и информации от клиентов, в первом полугодии 2013 г. темпы его роста достигли 180% по сравнению с первым полугодием 2012 г.
Стремительно растущий спрос на программные ВКС в России обусловлен увеличивающимся проникновением широкополосного доступа в интернет, в том числе и мобильного. Повышению спроса также способствовало появление в России программных продуктов, способных обеспечить многоточечные интерактивные видеоконференции на преобладающих в регионах России каналах связи с нестабильной пропускной способностью.
Расширение российского рынка программных ВКС происходит на фоне мирового спада продаж аппаратных систем видеоконференцсвязи, который по информации агентства IDC наблюдается с 2012 г. Данные аналитиков IDC подтверждают, что рост спроса на программные ВКС, а также web-сервисы для видеоконференций меняет общую пропорцию продаж аппаратных и программных ВКС на мировом рынке телекоммуникаций в пользу последних. Уже по итогам второго квартала 2013 года, подведенным экспертами IDC, объем рынка систем аппаратных ВКС составил $532 млн., что на 10,7% меньше результатов соответствующего квартала прошлого года.
Снижению интереса покупателей к аппаратным ВКС способствуют как существенная разница в стоимости аппаратных ВКС-систем и программных продуктов для видеоконференций при сравнимом качестве видео, так и значительно боле высокая адаптивность программных ВКС к выполнению широкого спектра задач в различных отраслях, включая возможность интеграции программных приложений.
По данным компании SPIRIT, в первом полугодии 2013 г. наибольший интерес к программным ВКС проявили: финансовый сектор — 26%, телекоммуникационные компании — 23%, государственный сектор — 21%, корпоративный сектор — 16%, здравоохранение — 7%, образовательные учреждения — 7%.
«Судя по активности наших партнеров, более сорока системных интеграторов и сервис-провайдеров, особенно региональных, можно судить о том, что клиенты все чаще рассматривают программные ВКС в качестве эффективного инструмента для организации повседневных бизнес-коммуникаций, — отметил Юрий Хомяк, директор по продажам VideoMost в России. — Мы наблюдаем усиление интереса к отечественным программным ВКС в государственном и образовательном секторах, а также уверенный рост спроса в корпоративном и финансовом секторах».
Вместе с тем на российском рынке программных ВКС сохраняется слабая осведомленность клиентов о том, что качественный продукт для веб-видеоконференций должен обеспечивать передачу HD голоса и видео, средства автоматической оптимизации загрузки каналов и серверов, высокую кадровую скорость и одновременное интерактивное видео-общение до 50 пользователей, а также подключение сотен зрителей.
Ситуация усугубляется недостатком достоверной информации о реальных возможностях представленных на рынке ВКС-продуктов, чему способствовали заявления некоторых игроков отечественного рынка, сознательно маскирующих свои программные продукты для проведения вебинаров (одностороннее видеовещание), основанные на устаревшей технологии Adobe Flash, под ПО для видеоконференций (интерактивное видеообщение). При этом продукты на основе Adobe Flash в принципе не предназначены для передачи голоса и видео в интерактивном режиме и, как правило, не способны обеспечить полноценное одновременное общение всех участников видеоконференции друг с другом.
К концу первого полугодия 2013 г. обострился вопрос сохранения конфиденциальности переговоров с использованием VoIP-продуктов. Катализатором послужил шпионский скандал с разглашением Эдвардом Сноуденом информации о слежке Агентства национальной безопасности США за пользователями потребительских VoIP-сервисов крупнейших иностранных компаний, среди которых оказались Google, Skype, Microsoft, Facebook и др.
Подавляющее число пользователей программных ВКС, среди которых доминируют крупные корпорации и государственные организации, стали более требовательны в вопросах защиты конфиденциальности видео-переговоров, что отразилось на отказе от ВКС-продуктов, созданных на базе ПО компании Google и таких пользовательских сервисов как Skype, в пользу более защищенных программных ВКС-продуктов, созданных в России.