Очередная московская конференция Windows-разработчиков Windows Camp'13 прошла за неделю до официальной премьеры Windows 8.1 и за месяц до выпуска инструментального пакета Visual Studio 2013. И хотя оба эти продукта достаточно универсальны, акцент организаторами был сделан все-таки на самом проблемном сегодня участке для Microsoft — на разработке приложений для мобильных устройств самых разных форм-факторов.
Несмотря на то что число приложений в онлайновых магазинах Windows и Windows Phone очень быстро растет, до конкурентов из Apple AppStore и Google Play здесь еще далеко. Директор департамента стратегических технологий московского офиса Microsoft Александр Ложечкин сообщил, что сегодня только в Windows Phone Store более 170 тыс. приложений, но ведь в конкурирующих магазинах это число находится у миллионной отметки, а для настоящего успеха на рынке смартфонов под Windows необходим столь же богатый ассортимент приложений, как и у конкурентов. Похожая ситуация сложилась с приложениями нового поколения с сенсорным интерфейсом Metro: их сегодня в Windows Store около 100 тыс., что на порядки меньше численности традиционных Windows-приложений, выпущенных за всю историю существования этой настольной платформы. Сегодня в России уже 2,5 млн. устройств под Windows 8, а поскольку ею оснащаются все новые поступающие в продажу компьютеры, это число будет быстро увеличиваться. По словам Александра Ложечкина, в нашей стране доля смартфонов под Windows Phone сегодня составляет 8,6%, и рынок этих устройств растет в шесть раз быстрее рынка смартфонов в целом. Для того чтобы этот рост не захлебнулся, он должен быть поддержан приложениями нового поколения.
Важную роль в этом отношении призвана сыграть среда разработки Visual Studio 2013, с помощью которой, как утверждают представители Microsoft, можно написать программу один раз и на основе ее кодовой базы собрать приложение для любой из упомянутых Windows-платформ. В качестве живого примера была приведена разработка на движке Unity 3D-игр для Windows 8.1 и Windows Phone. Эксперт по технологиям разработки ПО из московского офиса Microsoft Константин Кичинский рассказал о ряде новых возможностей для разработчиков. Они, в частности, могут протестировать отзывчивость интерфейса создаваемого приложения и выявить причины того или иного “подтормаживания”, а также проанализировать структуру энергопотребления устройства в процессе исполнения отдельных функций приложения. В распоряжении разработчиков теперь есть встраиваемый механизм полнотекстового поиска, охватывающий наряду с Web еще и информацию, хранимую на самом устройстве. Для использования ряда новых возможностей редакции 8.1 (например, для более гибкой интерактивной настройки многооконной раскладки на экране) в приложения для восьмой редакции придется внести определенные изменения, но, как заверил Константин Кичинский, изменения эти не касаются исходного кода, а накладываются на некие настроечные файлы. С помощью мобильных сервисов облачной платформы Microsoft Azure можно строить приложения, серверная часть которых развертывается в облаке, причем тарификация подобного сервиса очень гибкая: начиная от минимальной бесплатной и заканчивая автоматически масштабируемой под текущие требования прикладной системы. В качестве клиентских платформ здесь могут выступать не только Windows, но также Android и iOS.
Не были забыты и новые возможности, предоставляемые разработчикам корпоративных приложений. Особое внимание эксперт по технологиям российского представительства Microsoft Алексей Шуленин обратил на технологии безопасной загрузки и подписывания кода, важный с точки зрения BYOD механизм Windows Intune для распространения корпоративных мобильных приложений и управления устройствами из облака с возможностью логического разделения корпоративных и личных приложений и данных, инструменты SQL Server Compact и SQLite для офлайнового хранения и обработки БД с последующей синхронизацией. Он обрисовал также рекомендуемую архитектуру для реализации мобильной корпоративной прикладной платформы (Mobile Enterprise Application Platform, MEAP) средствами Microsoft.
Впрочем, разработчиков к той или иной платформе привлекают не только ее технологические достоинства, но и перспективность с точки зрения заработка. На панельной дискуссии, посвященной успешности бизнеса разработчиков под Windows и Windows Phone, ее участники — представители компаний, уже вышедших на рынок мобильных приложений, — не скупились на похвалы. Правда, как выяснилось, некоторые из преимуществ платформы являются продолжением ее недостатков. Так, представитель компании “Будист” Грачик Аджамян заявил, что их приложение, выполняющее функцию своеобразного “социального будильника”, практически сразу заняло верхнюю строчку в рейтинге бесплатных приложений Windows Phone Store, что было бы совершенно нереально в магазинах двух главных конкурирующих платформ. Объяснение простое: там предложений гораздо больше и конкуренция выше.
Но ведь в конечном итоге важно не просто собрать большую аудиторию, но и как-то монетизировать прикладной сервис. В проекте “Будиста” после двухлетнего накопления клиентской базы делаются первые шаги в этом направлении, но об их конкретном содержании пока ничего не говорится. Даже те, кто уже начал зарабатывать, напоминают, что продажа платных лицензий дает в выручку очень малый вклад. По мнению вице-президента по развитию бизнеса Game Insight Дарьи Трушкиной, наилучшие результаты дает модель freemium, когда приложение раздается бесплатно, а деньги собираются с рекламы и продажи дополнительных функций. Эту точку зрения подтвердил представитель компании DreamTeam Mobile Александр Сороколетов. Их картографическим сервисом Gmaps пользуются 125 тыс. человек, при этом одна половина выручки обеспечивается продажей платной версии и дополнительных функций, а вторая — рекламой. Дарья Трушкина считает, что Microsoft в Windows 8.1 удалось существенно усовершенствовать важный с точки зрения дополнительных продаж механизм микротранзакций, а кроме того, широкие перспективы сулит открытие корпорацией доступа к функциям биллинга игровых приставок Xbox из приложений независимых разработчиков.