В августе в России вступил в силу закон о переводе экстренных служб на единый номер “112”. В соответствии с ним органы исполнительной власти субъектов Федерации теперь не только обязаны, но и несут ответственность за создание “Системы-112” на своих территориях. Таким образом, наступил новый этап в развитии “Системы-112” и она, наконец, начала переход из стадии исследовательских проектов в стадию обязательных структурных решений, на реализацию которых начали выделять заметные финансовые ресурсы. Это создает новые стимулы для поставщиков телекоммуникационных решений и системных интеграторов.
“Положения закона позволяют сформировать необходимые условия для более динамичного внедрения “Системы-112”, — сказал глава МЧС Владимир Пучков. — Кроме того, утверждена Федеральная целевая программа, которая предусматривает финансирование как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ. Приняты все необходимые подзаконные нормативные правовые акты, которые позволяют нам шаг за шагом внедрять “Систему-112” во всех регионах”.
Правда, “Система-112”, которая реализуется в Российской Федерации с 2004 года, в разных регионах будет вводиться в разные сроки, и в некоторых частях страны это произойдет все еще не скоро. Например, в Тверской и Саратовской областях работы по созданию “Системы-112” планируется осуществить к 2017 г. В Якутии — к 2016—2017 гг. Но процесс пошел, и в этом году уже девять регионов получили финансовые средства, которые позволят активно приступить к её развертыванию. Причем в конце нынешнего года в опытную эксплуатацию “Система-112” должна быть принята в двух пилотных регионах — в Курске и Татарстане. На этих территориях она будет работать по принципу “одного окна”.
В Москве и Московской области номер “112” тоже работает, но пока абоненту отвечает лишь автоответчик, который помогает связаться с необходимой службой. В ближайшей перспективе — строительство в Московской области специального Центра. В столице в этом году пройдут проектно-изыскательские работы и будет подготовлен проект системы. Его реализация начнется со следующего года. К сожалению, не только в Москве, но даже в Олимпийском городе Сочи, который стал полигоном для внедрения многих новейших технологий, все еще не введена в эксплуатацию “Система-112”.
А пока единый телефон вызова экстренных служб “112” не пришел в большинство населенных пунктов страны, в переходный период номера “01”, “02”, “03” продолжат действовать повсеместно, сообщил Владимир Пучков. Завершиться этот процесс должен к концу 2017 г. К этому периоду планируется создать систему на территории всей страны.
Преимущества “Системы-112” сегодня очевидны. К примеру, в Курске ежедневно в “Службу спасения-112” обращаются до трех-четырех тысяч человек. Как сообщается на сайте МЧС, около 40% поступающих звонков — это вызовы, требующие реагирования двух служб, еще порядка 25% вызовов требуют прибытия трех и более служб. Анализ показывает, что время комплексного реагирования оперативных служб сократилось примерно на 15%, а служб жизнеобеспечения — практически в два раза. Именно поэтому на создание “Системы-112” в стране по ФЦП будет выделено 40 млрд. руб. из бюджетов различных уровней.
Наличие должной юридической базы и реального финансирования в ряде регионов (Татарстан, Курск, Новосибирск, Санкт-Петербург и некоторые другие) масштабного государственного проекта уже вызвало оживление в стане поставщиков оборудования и ПО для реализации “Системы-112”. Сегодня здесь действуют такие компании, как “Ростелеком”, Avaya, Ericsson, IskraTel, “Протей”, “Сфера” и др. Не дожидаясь, пока проснутся конкуренты, Avaya в сентябре провела в Москве семинар по инновационным решениям для контакт-центров, где особый упор сделала на центры обработки вызовов (ЦОВ) особого назначения, предназначенных для экстренных служб.
Avaya имеет большой международный опыт по созданию экстренных служб в США и Европе. В частности, она оборудовала ЦОВ в службе “911” в Вашингтоне и федеральном округе Колумбия, реализовала ряд проектов службы “112” в масштабе целого государства, например, в Голландии. Avaya — ведущий игрок на отечественном рынке контакт-центров, здесь она реализовала свыше 100 крупных ЦОВ. На сегодня у нее два внедрения ЦОВ в “Системе-112” — в Татарстане и в Краснодарском крае. Об этом сообщил Алексей Журавлев, руководитель направления по работе с госструктурами Avaya. По его словам, за прошедший год в восьми субъектах РФ были запроектированы технические решения Avaya для “Системы-112”.