Пока в России обсуждаются возможности использования облаков, мобильности и социальности как некие будущие (причем во многом не очень понятные) перспективы, целый ряд отечественных предприятий уже применяет всё это на практике. И нет сомнений, что круг заказчиков подобных средств будет быстро расти. Доказательством этому являются в том числе данные, приведенные генеральным директором компании “1С-Битрикс” Сергеем Рыжиковым, об итогах продвижения облачного SaaS-сервиса для поддержки совместной работы “Битрикс24”, начатого всего полтора года назад. В настоящее время на сайте сервиса зарегистрировано более 82 тыс. компаний, из которых реально используют систему свыше 9 тыс. (из них около половины — активно). Максимальное число сотрудников в компании-пользователе — 1600, самый большой размер задействованного одной компанией пространства — 55 Гб, имеется пример подключения двенадцати интернет-магазинов к одной CRM. Общий же размер файлов в облаке “Битрикс24” — 1,9 Тб, сервис сейчас обрабатывает более пяти миллионов программных страниц в день.
Эти данные руководитель “1С-Битрикс” привел на презентации новой версии онлайного сервиса “Битрикс24” и соответствующего коробочного продукта “1С-Битрикс: Корпоративный портал”. Компания начала развивать это направление пять лет назад, представив в октябре 2008 г. свое новое портальное веб-решение, реализованное на базе популярной в нашей стране собственной веб-платформы “1С-Битрикс. Управление сайтом” и предназначенное для создания единого внутреннего рабочего пространства компании с использованием социальных технологий взаимодействия. Тогда это ПО было реализовано в варианте для локального развертывания (on premise) на площадке заказчика, а в начале 2012 г. такая же функциональность была представлена в виде онлайнового облачного сервиса. С тех пор система, использующая единый внутренний механизм, предлагается в двух форматах — как облачный сервис и как коробочный продукт.
Что касается новшеств в решении, представленном сейчас, то среди них нужно отметить появление полнофункциональной мобильной CRM-системы (работа через смартфоны), возможность редактирования документов онлайн, улучшенный функционал для учета задач и организации видеоконференций. Кроме того, пользователи теперь могут расширять функционал системы за счет приложений независимых разработчиков через онлайновый магазин. По мнению Сергея Рыжикова, интеграция с Google Docs и MS Office Web Apps позволяет экономить на приобретении популярных офисных программ до 10 тыс. руб. на одной рабочее место. При этом все пользователи портала смогут бесплатно создавать новые документы, просматривать и редактировать их, сохранять в облачном хранилище “Битрикс24.Диск” или скачивать на локальный компьютер; по оценкам “1С-Битрикс” этих возможностей работы с документами достаточно для 90% сотрудников, работающих с офисными программами.