Приведенный в заголовке тезис прозвучал на московской пресс-конференции, которая посвящена проходящей в тридцати регионах нашей страны с 30 сентября по 6 октября II Российской неделе бизнес-ангелов.
Как отмечает президент Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА) генеральный директор Центра инновационного развития Москвы Константин Фокин, за последние пять лет на венчурном рынке произошел существенный скачок — и качественный, и количественный. По крайней мере бизнесу и власти стало понятно, кто такие бизнес-ангелы (частные инвесторы) и чем они занимаются, — термин прижился.
По словам г-на Фокина, мировая статистика указывает на то, что 90% инвестиций на ранних стадиях проектов осуществляется именно бизнес-ангелами. Других вариантов выжить на начальном этапе у стартапов зачастую просто нет. При этом ангелы, как правило, вкладывают не только деньги, но и компетенции, связи и даже стимулируют мотивацию. Благодаря этому компании, снискавшие поддержку ангелов, в среднем обладают в четыре раза более высокими шансами на успех на рынке, нежели компании, получившие просто деньги.
Управляющий партнер фонда Altair Capital Игорь Рябенький, который только что был назван бизнес-ангелом года по версии НАБА, отмечает явное преобладание в “ангельских” сделках ИТ-сектора. Это логично объясняется тем, что в других отраслях цикл развития проектов длиннее, — невозможно вложиться в стартап, скажем, в сфере биотехнологий и ожидать результатов через год. (Правда стоит признать, что для экономики страны в целом такие перекосы и не являются благом.)
Константин Фокин напоминает, что в России в прошлом году было проведено первое системное исследование венчурного рынка по заказу Российской венчурной компании (РВК) и полученные цифры во многом совпали с ощущениями и ожиданиями отрасли. В нашей стране уже действует несколько тысяч бизнес-ангелов, и объем их инвестиций составляет сотни миллионов долларов в год. На рынке присутствует полтора десятка системно действующих организаций, объединяющих порядка трёхсот человек. И нужно понимать, что речь здесь идет о людях, которые уже не боятся быть публичными (яркий пример качественных перемен).
По итогам 2012 г. Россия даже стала самым динамично развивающимся рынком венчурных инвестиций в Европе. Правда, к данному факту следует относиться с большой оглядкой. Как уверяет директор департамента развития и стимулирования инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова, если перейти к абсолютным величинам, всё будет выглядеть не столь радужно. Да, с одной стороны в прошлом году количество венчурных сделок по сравнению с 2011-м выросло в два раза. Но если рассматривать размеры нашей экосистемы (количество фондов, объем инвестиций и пр.), то она сравнима с экосистемой, например, одного американского штата Массачусетс. Более того, несмотря на вышеупомянутое количество отечественных бизнес-ангелов, измеряемое тысячами, реально инвестирующих людей в России (занимающихся этим системно и регулярно), по мнению г-жи Биккуловой, всего несколько сотен. Для сравнения: в Европе их несколько десятков тысяч, а в США — сотни тысяч.
Очевидной проблемой нашего рынка г-жа Биккулова считает несбалансированность его структуры. Инвестиции на ранних стадиях проектов (так называемые посевные и бизнес-ангельские) занимают всего 5% от общего объема венчурного капитала. В развитых странах данный показатель равняется 30%.
При этом г-жа Биккулова отмечает, что проекты, крутящиеся на венчурном рынке, главным образом имеют опыт привлечения государственных грантов, в то время как бизнесу нужно больше работать с частными деньгами.
Еще одной проблемой г-н Рябенький считает недостаток венчурной культуры. По его словам, многие предприниматели, приходящие на венчурный рынок со стороны, с трудом принимают правила игры, по которым не нужно финансируемый проект воспринимать как свой личный бизнес. Подопечным необходимо помогать, но не вмешиваться жестким образом в управление компанией.
В общем, нам явно есть куда расти и развиваться. В том числе и в плане законодательства. По словам г-на Фокина, сейчас к этапу высокой готовности подошёл законопроект о предоставлении налогового вычета на венчурные инвестиции ранней стадии. (Конкретика пока не сообщается.)