В ИТАР-ТАСС прошла презентация исследования «Экономика Рунета
В 2013 году средний рост исследованных сегментов составит не менее 25% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны. В то же время размеры экосистемы интернет-зависимых рынков, включающих доступ в интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию составили более 4,3 трлн рублей, что сравнимо с 6,9% ВВП России. По данным исследования, объем рынков контента и сервисов составил 563 млрд руб, а рынка электронных платежей — 268,7 млрд. руб, что, что суммарно представляет собой примерно 1,3% от ВВП России за 2012 год.
«Мы работали над исследованием почти год, детально изучая каждый вопрос, прощупывая ситуацию изнутри. Во время работы мы сталкивались с трудностями. Не для кого сейчас не секрет, что на интернет оказывается давление извне. Проводя наше исследование, мы хотели оценить, как скажется такое воздействие на отрасль и ее развитие. Также на данный момент наблюдается сильное пересечение рынков, перетекание денег из одного сегмента в другой, что значительно осложняет конкретизацию итоговых объемов. Сегодня рынок электронных платежей стал кровеносной системой интернета», — прокомментировал Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.
По данным замглавы Минкомсвязи Алексея Волина, в компаниях, относящихся к различным отраслям, но использующих интернет для ведения бизнеса генерируется 4,3 трлн. руб., в них работает 5 млн. человек, а производительность труда в три раза выше, чем в среднем по стране. «Это не только большая индустрия, это, по сути дела, один из локомотивов, который показывает, куда и как может двигаться экономика», — считает Алексей Волин.
Экспертами были оценены наиболее активные и крупные рынки индустрии рекламы и маркетинга. Характерный рост и развитие наблюдается в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа и поисковых системах. На момент проводимого исследования объем рынка медийной рекламы составил 19,20 млрд руб, что на 21 % больше чем в 2011 году. Ожидаемый рост в 2013 году составит еще 16%.
Контекстная реклама за 2012 год набрала в объеме 37,55 млрд. руб., что составило рост в 55%. Прогноз на 2013 год по оценки специалистов составит еще 28%. Видеореклама за текущий промежуток времени выросла на 118%, до 1,74 млрд. руб., и ожидаемый прогноз на текущий год составляет 72%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 10,24 млрд. руб., что в процентном показателе составило рост на 20%. Почти аналогичный рост в п.п (19%) ожидается по итогам 2013 года. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях был оценен на 2012 в объеме 4,67 млрд. руб., с перспективами роста в 32%.
Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 284,96 млрд рублей; электронные платежи в объеме 268,7 млрд рублей, а также рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,07 млрд. руб. Сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 153,20 млрд руб, что составляет прирост 40% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 29% в 2013.
В рамках исследования этого года были выделены услуги по предоставлению вычислительных мощностей для размещения и/или хранения информации в интернете, доступа к веб-приложениям, продажа доменных имен. Объем доменного рынка: 2,18 млрд руб, и Хостинг- индустрия 4,38 млрд руб. Объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 3,22 млрд рублей в 2012 году с ожидаемым ростом в 53%.
Наконец, самостоятельно был оценен игровой рынок, включая цифровую доставку игровых приложений через интернет, игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений. Объем рынка игр составил 28,58 млрд. руб. в 2012 году.
Марина Трещова, генеральный директор компании Fastlane Ventures, представила предварительные результаты нового выпуска исследования Deal Book of Russian Internet, проводимого ее компанией и посвященного финансированию российских интернет-компаний и стартапов в
Свой взгляд на развитие экономики Рунета выразила Марина Жунич, директор по взаимодействию с органами государственной власти Google Russia: «Малые предприятия — это краеугольный камень развития интернет-экономики. В свое время Google вырос из стартапа, Ebay, Amazon. Интернет — это лучшая площадка для развития бизнеса. Мы должны развивать этот сегмент, активно его поощрять, у нас много талантливых людей, которые готовы работать».
Как показало исследование, в развивающейся интернет-экономике границы рынков быстро меняются, и эксперты не всегда готовы очертить эти границы. А с ростом популярности новых гаджетов и моделей дистрибуции задача лишь усложняется. Так все большее количество сервисов по формальным признакам можно отнести к облачным, а электронные платежи становятся «кровеносной системой» интернет-экономики, переплетенной со всеми другими сегментами рынка. С другой стороны такие сегменты, как игровой рынок или Online Travel заслужили более подробный анализ в рамках исследования.