Несмотря на то что в большинстве своем российские заказчики СЭД все еще довольно скептически относятся к идее использования облачных моделей для развертывания своих “боевых” систем (это в очередной раз показало, в частности, обсуждение облачной темы на прошедшей в сентябре конференции RECS '2013), отечественные организации все внимательнее изучают новые возможности повышения эффективности ИТ. И не только изучают, но и применяют облачные модели в своей реальной работе. Об этом, в частности, недавно рассказал начальник отдела информационных технологий ОАО “Лентелефонстрой” Олесь Наконечный.
Эта компания, занимающаяся строительством сетей связи, представляет собой холдинг с географически распределенной структурой, причём распределена она как по территории страны (производственные базы находятся не только в Сант-Петербурге, но и в Мурманске, Пскове и Калининграде), так и по городу на Неве. ИТ-автоматизация исторически шла “снизу вверх”, почти все ИТ-системы внедрялись независимо друг от друга, не было единой системы коммуникаций и поддержки коллективной работы, в подразделениях использовались различные версии офисных продуктов, отсутствовало централизованное управление лицензиями на ПО. Следствием всего этого были сложные коммуникации между сотрудниками и высокие затраты на поддержку разрозненной ИТ-инфраструктуры.
Анализ ситуации показал, что нужно создавать единую информационно-коммуникационную систему с централизацией информационных ресурсов, при этом руководство компании решило не только вынести существенную часть своих ИТ во внешнее облако, но и пошло дальше: использовать SaaS-предложения зарубежного сервис-провайдера. Конкретно был выбран вариант перехода на облачный вариант Office 365 корпорации Microsoft, который включает, как известно, три ключевые онлайновые серверные платформы, функционирующие в среде Azure (Eхchange, SharePoint и Lync), а также необходимый набор клиентских офисных приложений (реализованных как в традиционном онпремис-, так и в онлайновом вариантах). Разумеется, простой подпиской на Office 365 проект не ограничился. В его рамках была радикально модернизирована сетевая инфраструктура (создана мультисервисная сеть на базе одного оператора), интегрированы локальные и облачные службы каталогов, обновлена локальная ИТ-инфраструктура с использованием средств виртуализации. Сам переход на Office 365 был выполнен в два шага: сначала переведена пилотная фокусная группа пользователей, потом — все остальные сотрудники. В результате ИТ-система “Лентелефонстроя” в общих чертах сегодня выглядит в виде гибридной схемы, в которой ключевые информационные ресурсы и базовые бизнес-приложения размещены в локальном ЦОДе организации, а средства коммуникаций и поддержки коллективной работы вынесены вовне.
Однако, по словам Олеся Наконечного, уже сейчас его компания раздумывает о развитии системы, и в первую очередь — в сфере управления документооборотом. Дело в том, что SharePoint — это все же платформа, в которой очень многие вещи для реальной прикладной работы нужно доделывать руками. Именно в такой плоскости рассматривается возможность использования официально анонсированного СЭД-продукта Five компании “Корус-Консалтинг”. Директор департамента “КОРУС Консалтинг” Александр Невинчанный сообщил, что он является развитием существовавшего ранее облачного сервиса, который представляет собой СЭД на базе обычного SharePoint 2010, но развернутого в ЦОДе сервис-провайдера. По его словам, к настоящему времени его применяют семь заказчиков с числом пользователей от двух десятков до сотни человек.
Новая же версия системы, получившая название Five (как поясняют авторы, система имеет пять ключевых достоинств), реализована применительно к SharePoint 2013, причем как для обычного серверного, так и для Azure-варианта (эти варианты имеют некоторые различия). Заказчик может выбрать схему развертывания решения: на своей локальной площадке, в ЦОДе местного провайдера или в зарубежных ЦОДах Microsoft. Кажется, это первое российское СЭД-решение, которое реализует такой полный спектр вариантов развертывания системы. По уверениям Александра Невинчанного, настройка продукта под требования заказчика может быть выполнена за один рабочий день. В настоящее время Five автоматизирует функции договорного и организационно-распорядительного документооборота для компаний с численностью от 20 до 500 сотрудников, но уже сейчас идет разработка продуктовой линейки, в которую входят решения по автоматизации бюджетного контроля, электронный архив, корпоративный портал, проектный офис и мобильный офис.