“Прощай, Windows XP!” — этим словами закончилось выступление сотрудников московского офиса Microsoft перед представителями СМИ по случаю того, что до окончания полной технической поддержки Windows XP, а вместе с ней и Office 2003 осталось ровно полгода. Слова прощания произносятся далеко не первый раз и не первый год, но вот только “ветеран” упорно не хочет уходить на заслуженный отдых.
А вообще-то разговоры о том, что пользователям нужно поскорее переходить на новую ОС со ссылками на мнения авторитетных ИТ-аналитиков (подкрепленные расчетами экономического обоснования) начались еще в 2007 г. с выходом Windows Vista. Но тогда, столкнувшись с серьезным сопротивлением рынка, Microsoft не только продлила сроки поддержки Windows XP, но и была вынуждена продолжить поставки этой ОС (в частности, для быстро набиравших тогда популярность нетбуков, на которых Vista просто не могла работать). Проблема отказа от “прошлой ОС”, казалось, должна была быть решена с выпуском в октябре 2009 г. Windows 7, которая помимо некоторых улучшений по сравнению с Vista еще и заметно сбавила требования к аппаратными средствам (уникальный, небывалый случай в истории ОС, а может быть и ПО в целом). Это тогда позволило заменить Windows XP на всех новых ПК, в том числе и маломощных нетбуках, однако не позволило полностью освободить рынок от использования старой ОС. Конечно, поток перехода с XP на “семерку” был значительным (восемь лет на рынке — это очень много, к тому же сработала традиционная схема “перехода через версию”), но далеко не полным. К своему десятилетнему юбилею Windows XP подошла с рыночной инсталлированной базой в 30—50% (по разным оценкам). Тогда, кстати, Microsoft провела довольно пышные “проводы на пенсию” ветерана, но это не сильно повлияло на ситуацию.
Весной этого года корпорация подтвердила свое окончательное намерение полностью прекратить c 8 апреля 2014 г. техподержку Windows XP, включая выпуск обновлений по безопасности, но, кажется, эта перспектива не очень пугает пользователей: по данным различных исследователей доля системы на рынке настольных ОС продолжает оставаться очень высокой, сейчас называются цифры от 20 до 30%.
При этом возникают два вопроса: что же делать теперь пользователям Windows XP и какие выводы из этой истории сделает Microsoft (что весьма важно для заказчиков в плане выстраивания своей долгосрочной стратегии развития настольной ИТ-инфраструктуры). Обратим сразу внимание на то, что эти вопросы взаимосвязанны и для ответа на них в любом случае нужно ответить на вопрос: в чем же секрет долголетия Windows XP.
Сами представители Microsoft объясняют свою маркетинговую активность с призывами “уходить с Windows XP” желанием помочь пользователям осознать сегодняшние и грядущие проблемы. Компания уточняет, что ей уже очень сложно поддерживать устаревшую систему и только это заставляет ее принять такое “тяжелое” решение. Конечно, такая забота о пользователях выглядит очень благородно, но все же, если посмотреть немного внимательней, то можно легко увидеть, что в основе такой “миссионерской” деятельности лежат вполне конкретные и крайне важные коммерческие интересы самой Microsoft.
Разумеется, вендор вправе сам решать, как долго нужно поддерживать ранее проданные продукты. Но вряд ли можно согласиться с тем, что техподдержка Windows XP является непомерным бременем для Редмонда. Полезно вспомнить, что по итогам последнего финансового года подразделение Windows получило доход в 19,3 млрд. долл., а операционная прибыль составила 9,5 млрд. долл.. Фантастическая рентабельность! При этом можно уверенно предположить, что затраты на изготовление заплаток для “вылизанного” продукта вряд ли составляют сколько-нибудь заметную часть в 9,8 млрд. долл. расходов этого направления.
Однако тут гораздо более важной для Microsoft является отчетливая тенденция снижения темпов роста доходов от продажи настольных ОС, которая вполне реально может уже в этом году иметь результатом переход темпа роста в область отрицательных значений, проще говоря — уменьшение объемов продаж… И одна из причин такого явно негативного для бизнеса Microsoft тренда — именно то, что замедлились темпы обновления ОС, заказчики явно не хотят переходить со старой системы. Почему же?
Отвечая на этот вопрос, представители Microsoft находят объяснение в привычках, призывая пользователей “не руководствоваться чувствами ностальгии в бизнесе”. Трудно сказать, насколько такая публичная позиция является искренней, но в любом случае нужно признать, что она не верна по сути. Да, конечно, привычки и ностальгия имеют в этом деле какое-то значение, но все же главные причины носят как раз сугубо деловой характер и основаны на прагматических расчетах. Так что дело не в ностальгии, а в том, что пользователи не видят выгод от смены ОС, точнее, считают, что затраты, связанные в переходом на новые версии, не окупятся именно с точки зрения бизнеса.
Стратегической проблемой Microsoft в области настольных ОС видится продолжение использования модели разовой продажи лицензий в бессрочное пользование. Такая бизнес-модель хорошо работает в условиях быстро растущего рынка (постоянное расширение числа пользователей) и подразумевает достаточно регулярную замену старого ПО пользователями-ветеранами. В современных же условиях замедления расширения рынка как такового нужно было перейти на схемы подписки, но Microsoft явно запоздала с такой трансформацией своего бизнеса, хотя последние годы активно пытается смещаться именно в эту сторону (корпоративные подписки, Office 365 и пр.).
Итак, Microsoft запоздала с переходом на модель подписки (тогда и применение старых продуктов было бы ей выгодно, ведь оплата их продолжается), но при этом сделала, кажется, все возможное, чтобы пользователи не переходили на новые версии ОС. И как раз тут полезно разобраться в причинах долголетия Windows XP.
Почему массовый переход не состоялся с появлением Vista, уже давно и подробно было проанализировано еще в “те времена”. Во-первых, переход традиционно делается “через одну версию”, во-вторых, миграция на новую версию тогда была “повышенной сложности”. Сложность была в существенном росте требований к аппаратным средствам (тут Microsoft проявила отраслевую солидарность с поставщиками ПК) и, что еще важнее, — в проблемах с совместимостью прикладного ПО. Компания считала нужными сделать тогда корректировки в архитектуре системы (в значительной степени для повышения безопасности), при этом была уверена, что сможет “продавить рынок”, что текущие пользователи никуда из Windows-колеи не денутся. Но она явно переоценила свои силы, тем более в быстро меняющихся реалиях ИТ-рынка.
Появление Windows 7 вроде бы показало, что Microsoft сделала правильные выводы из истории 2007 г., но выпуск Windows 8 заставил усомниться в этом. Причем понять логику действий компании не смогли даже многие ее ярые приверженцы. Если в случае с Vista речь шла об изменениях на уровне архитектуры и касалось это в общем-то только ИТ-специалистов, то в Windows 8 удар был нанесен по самому болезненному месту — по конечным пользователям, по пользовательскому интерфейсу. Зачем авторам Windows понадобилось создавать проблемы на ровном месте, не знает никто.
Но этим проблема не ограничилась. Во весь рост обозначился вопрос рынка в целом (заказчики, партнеры, независимые разработчики) — куда движется Microsoft? В условиях непонятного вектора развития никто на новые версии переходить не спешит. Это, в частности, очень хорошо видно по позиции российских разработчиков ПО, которые на вопрос о том, почему они не спешат выпускать продукты под Windows 8, чаще всего отвечают: “Непонятна стратегия Microsoft в этом направлении”.
Таким образом, с точки зрения сегодняшних пользователей Windows 7 и более ранних версий, проблема перехода формулируется достаточно просто: почему нам нужно работать с неудобным интерфейсом и какие еще фокусы выкинет Microsoft в ближайшем будущем и вболее отдаленные времена? Не говоря, уже, конечно, о достаточно серьезных затратах на переход (при этом деньги на покупку новых лицензий могут быть совсем не главной статьей расходов).
Но что же все-таки делать текущим пользователям Windows XP? Наверное, лучший вариант — ждать до последнего. Проблемы с безопасностью по причине прекращения техподдержки видятся явно преувеличенными, в том числе и потому, что они могут решаться с помощью средств независимых разработчиков. А вот прояснение вопроса с общей стратегией Microsoft как раз представляется очень важным. И в этом плане оптимальный вариант — подождать до момента смены CEO Microsoft (ожидается в августе следующего года), а потом еще полгодика, чтобы понять, что в реальности будет меняться в идеях и бизнесе компании. Хотя, возможно, еще лучше будет продержаться до выхода Windows 9.