Интерфейс программного продукта-долгожителя должен с течением времени меняться. Направление изменений определяется технологическими инновациями, ожиданиями пользователей и новыми сценариями работы, трендами в дизайне и разработке UI. Интерфейс корпоративной системы управления — не исключение. Изменения здесь могут быть не кардинальными, плавными, но тем не менее они будут неотъемлемой частью общего улучшения продукта.
Что и в каком виде должно найти отражение в интерфейсе ECM-системы, чтобы она отвечала вызовам времени? Ответы ИТ-аналитиков можно найти, они не являются новостью. Но интересно посмотреть на вопрос глазами дизайнера — человека, который воплощает в жизнь все задумки экспертов, разработчиков и прочих внутренних и внешних заказчиков.
Знакомьтесь с мини-интервью с Эльвирой Абызовой — дизайнером, которая работает над созданием интерфейса новой версии ECM-системы, находящейся в числе лидеров на российском рынке.
Какие тренды в дизайне интерфейсов сейчас есть, какие актуальны для ECM-системы?
Эльвира Абызова: Сегодня есть немало профильной литературы, периодики, статей, посвященных трендам UI (очень много пишут об интерфейсах сайтов, приложений). Но можно говорить и об универсальных трендах, которые влияют также и на интерфейсы корпоративных систем. К ним относятся: упрощение, понятность, требование от пользователя минимума действий, флэт-дизайн. Но вот, к примеру, такой тренд, как использование минимума цветов, более применим при разработке дизайна мобильного приложения. Если же в сложной системе все иконки будут одного цвета, увеличивается вероятность того, что пользователь запутается.
Считаю, что, когда речь идет о создании интерфейса для ECM-системы, лучше всего встроить систему в привычное для пользователя рабочее место, создав единое с точки зрения UI рабочее пространство. Значительную часть времени пользователь ECM-системы работает в офисных приложениях, а также взаимодействует с интерфейсом операционной системы. Для создания единого визуального пространства лучше, чтобы ECM-система соответствовала ОС и офисным приложениям по дизайну. Поэтому ECM-система может вбирать визуальные решения, используемые в интерфейсе операционной системы. Логично принимать во внимание гайдлайны разработчика ОС, но порой строго придерживаться их не стоит. При этом проектирование интерфейса лучше вести на основе поведенческих сценариев, опираясь на конкретное исследование, опытное тестирование.
Кроме того, разрабатывая новый внешний вид корпоративного продукта, к радикальным изменениям дизайна следует относиться с осторожностью. Уместен умеренный консерватизм, чтобы не ввергать пользователей в шок. Зачастую часть образов сохраняется, перекочевывает из старой версии системы в новую.
Отличаются ли интерфейсы десктоп-клиента и веб-клиента системы?
Эльвира Абызова: Я считаю, что при работе в десктоп- и веб-клиентах у пользователя не должно возникать сомнения, что он работает в одной и той же системе.
Зачастую веб-клиент не поддерживает весь функционал десктоп-клиента, поэтому веб-интерфейс создается быстрее — меньше иконок, объектов, деталей. И при этом есть возможности применить в веб-клиенте больше фишек, несмотря на его ограниченный функционал.
Изменений для веба немного — упрощенный риббон (за счет меньшего числа иконок, меньшего числа действий), алгоритмы сворачивания неактивных в данный момент областей. Интерфейс веб-клиента должен быть более удобным для тач-устройств, для работы на небольших экранах, но при этом он схож с интерфейсом десктоп-клиента.
Конечно, на творческий процесс разработки интерфейса системы накладываются определенные технические ограничения, с ними необходимо считаться.
Чего бы хотелось самому дизайнеру?
Эльвира Абызова: Независимо от желаний дизайнеру всегда следует понимать и принимать ограничения, которые есть в любой поставленной задаче.
А в целом хотелось бы, чтобы и пользователи системы шли в ногу со временем и были готовы к переменам. Чтобы никого не смущали плоские иконки, “как из 90-х”. В 90-х, на самом деле, были совсем другие иконки.
Время диктует необходимость менять интерфейсы — это объективный факт, и мы над этим работаем.
А какие изменения будут нужны и важны в будущем, сейчас можно об этом сказать?
Эльвира Абызова: Предугадывать что-то, смотреть в будущее — это важная задача для специалистов, занимающихся дизайном интерфейса ECM-системы. Но зачастую мы подстраиваемся под внешний вид тех операционных систем, в которых работают бизнес-пользователи, ведь едва ли, если мы что-то качественно поменяем во внешнем виде своего продукта, Microsoft начнет вслед за нами менять интерфейс своих приложений.
Мы можем выступать в качестве экспертов в своей области и делать свой продукт максимально удобным и современным, тем самым конкурируя с другими ECM-системами, с которыми можно и нужно конкурировать.
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ