“ВымпелКом” запустил в опытно-коммерческую эксплуатацию облачный сервис “Управление мобильными устройствами” (Mobile Device Management, MDM), развернутый в его дата-центре системным интегратором ЛАНИТ на базе продукта SAP Afaria. Как утверждает вице-президент “ВымпелКома” по развитию корпоративного бизнеса Андрей Патока, это первое облачное решение такого рода в России и до конца января 2014-го любая компания может пользоваться им бесплатно.
Как рассказал генеральный директор представительства SAP в СНГ Виталий Постолатий, за рубежом облачные MDM-решения на платформе Afaria предлагает ряд компаний, среди которых есть как крупные системные интеграторы (T-Systems), так и мобильные операторы (Orange, Verizon, KPN, Swisscom). Разумеется, есть немало примеров развертывания Afaria на площадке заказчика, но они требуют существенных единовременных затрат на оборудование и ПО и, как правило, осуществляются крупными компаниями. Облачный же сервис, предлагаемый “ВымпелКомом”, доступен организациям любого масштаба, не требует капитальных затрат и обойдется заказчику в 200 руб. за одно устройство в год.
Подписчики этой услуги смогут дистанционно активировать пароль на устройстве, устанавливать на нем те или иные мобильные приложения, отправлять на устройства служебные сообщения и файлы, настраивать корпоративную почту, Wi-Fi и VPN, включать/отключать работу устройства в роуминге, стирать информацию или блокировать устройство в случае его потери или кражи, запрещать использование общедоступных магазинов приложений (AppStore, Google Play) и несанкционированное общение в социальных сетях, устанавливать сертификаты безопасности, вести черные и белые списки приложений, интегрировать устройства с серверами электронной почты, корпоративными календарями и адресными книгами и т. д.
Подобная услуга, которая призвана обеспечить так называемую корпоративную мобильность и позволить сотрудникам использовать свои смартфоны и планшеты для деловых задач (BYOD), с каждым годом становится все более востребованной. Предлагая ее, “ВымпелКом” не получает какой-либо прямой выгоды для своего основного бизнеса. По словам Андрея Патоки, развернутое MDM-решение поддерживает все популярные мобильные платформы и устройства, независимо от того, какой мобильный оператор предоставляет им услуги связи. Тем не менее, наличие еще одной полезной услуги может способствовать привлечению и удержанию корпоративных клиентов. Не исключены также всевозможные варианты кросс-продаж. Андрей Патока предположил, что все это в сумме может со временем увеличить оборот “ВымпелКома” как минимум на 10%.
Президент ЛАНИТа Георгий Генс рассказал, что его компании пришлось участвовать в довольно жестком тендере, конкурируя со всеми лидерами рынка MDM (называть их поименно он не стал). Наряду с развертыванием облачного MDM-сервиса, ЛАНИТ обеспечил интеграцию с биллинговой системой, а также с внутренними системами оператора, отвечающими за хранение данных, работу сервис-деска и мониторинга ИС. В дальнейшем интегратор возьмет на себя и техническую поддержку облачной MDM-системы. Если со временем у клиентов появится спрос на дополнительные функции, скажем, развертывание тех или иных бизнес-приложений на мобильных устройствах, в том числе и через механизм магазина приложений, то, по словам Георгия Генса, ЛАНИТ мог бы реализовать подобные функции в рамках отдельного проекта. О том, как будет распределяться выручка от предоставления MDM-услуг между “ВымпелКомом”, ЛАНИТом и SAP, участники данного проекта говорить отказались.