Западноевропейский рынок ЦОДов, несмотря на непрекращающийся экономический кризис, растет. Происходит это во многом за счет ЦОДов коммерческих, потому что кризис стимулирует компании избавляться от непрофильных активов и процессов. Поскольку для многих предприятий ИТ-активы и ИТ-процессы являются вспомогательными, они все чаще обращаются к провайдерам ЦОД-услуг.
В России ситуация иная: компании предпочитают иметь собственные ЦОДы и серверные комнаты (в зависимости от размеров фирмы). Объяснить это можно тем, что российский бизнес все еще не стал главным внутренним ИТ-заказчиком — он по-прежнему делегирует эти полномочия корпоративным ИТ-службам, которые заинтересованы в наращивании своих материальных и человеческих ресурсов, но никак не в переходе ко внешнему аутсорсингу, приводящему к отказу от собственного оборудования и ПО, к сокращению штата и требующему от корпоративных ИТ-специалистов новых компетенций.
Тем не менее, по мнению некоторых экспертов, через пару лет ситуация в нашей стране станет похожей на западноевропейскую. Они считают, что инфраструктура в России к такому изменению уже готова: в стране достаточно коммерческих ЦОДов и предложений ЦОД-услуг европейского уровня. Это видно даже по Москве: здесь, несмотря на высокую стоимость земли, дефицит электроэнергии и высокие цены на нее, наращивают свои ресурсы уже состоявшиеся провайдеры ЦОД-услуг, а рядом с ними появляются новые игроки. При постоянном росте качества ЦОД-услуг цены на них нельзя назвать высокими. Владельцы коммерческих ЦОДов готовы подписывать c клиентами гибкие договоры об уровне услуг (SLA) и нести (в разумных пределах) финансовую ответственность за их соблюдение.
Рынок ЦОД-услуг в России эксперты оценивают как высококонкурентный. Поэтому задача повышения эффективности ЦОДов выходит на первые места в списке наиболее актуальных. Это справедливо как для коммерческих, так и для корпоративных ЦОДов.
Теме повышения эффективности ЦОДов была посвящена специальная панельная дискуссия, организованная в рамках прошедшей в Москве в самом конце октября конференции DatacenterDynamics Converged '2013.
Влияние структуры предоставления ЦОД-услуг. По мнению аналитика ИТ-рынка Александра Герасимова, задача повышения эффективности ЦОДов лежит не столько в сфере технологий, сколько в области структуры предоставления ЦОД-услуг.
Он обращает внимание на то, что эффективность ЦОДа можно повышать только тогда, когда есть механизмы влияния на его компоненты — инженерное, вычислительное и телекоммуникационное оборудование, ПО и организационные процедуры. Далеко не всегда у владельца ЦОДа такие механизмы есть, более того, их наличие в условиях коммерческого ЦОДа г-н Герасимов считает скорее исключением.
Статистика говорит о том, что доля сдачи в аренду площадей и размещения оборудования в спектре услуг ЦОДов составляет в России около 70%. Но при этом владелец предоставляет клиентам только инженерную инфраструктуру ЦОДа, услуги по охране и технической эксплуатации. На все другие компоненты инфраструктуры в этом варианте обслуживания владелец ЦОДа влиять не может. К оптимальному с точки зрения влияния владельца на компоненты ЦОДа можно отнести вариант Software as a Service (SaaS). Однако доля таких сервисов и в мире, и в России пока что ничтожна.
По этой причине, отмечает г-н Герасимов, корпоративные ЦОДы по сравнению с коммерческими выигрывают сегодня в возможностях эффективного использования, поэтому их и построили больше: соотношение площадей первых и вторых в России составляет 9:1. Коммерческих ЦОДов уровня Tier III в нашей стране немного — чуть более 1000 кв. м. Корпоративные заказчики, даже из сегмента среднего бизнеса, склоняются к строительству собственных ЦОДов, где они являются хозяевами всех систем и могут влиять на ЦОД комплексно, добиваясь наиболее оптимальных, выгодных для себя параметров функционирования. Аренда ресурсов ЦОДа такой возможности не дает ни владельцу ЦОДа, ни клиенту.
Сложившаяся на рынке ситуация, по мнению г-на Герасимова, заставляет в первую очередь говорить не о технических подходах к повышению эффективности ЦОДов, а о развитии рынка ЦОД-услуг. Это как раз и позволит существенно повысить их эффективность в среднем по рынку благодаря наиболее полному использованию технических механизмов (прежде всего виртуализации, которая позволяет почти вчетверо увеличить вычислительный компонент ЦОДа без изменения его площади).
DCIM. Если все же обратиться к инструментальным средствам повышения эффективности ЦОДов (которые никто не упраздняет), то одним из мощных и доступных инструментов являются системы управления инженерной инфраструктурой (Data Center Infrastructure Management, DCIM).
По словам генерального директора компании SafeData Дмитрия Калганова, эти системы становятся обязательными если и не с первых дней эксплуатации ЦОДа, то довольно скоро. Так, коммерческий ЦОД его компании около трех первых лет работал без централизованной системы управления инфраструктурой — компания обходилась тем, что каждая из образующих инфраструктуру систем (энергоснабжение, кондиционирование, контроль доступа, пожаротушение…) имела свои локальные средства управления.
Когда же количество стоек в ЦОДе составило несколько сотен, а энергопотребление — несколько мегаватт, у SafeData возникла потребность в централизованной системе DCIM, тем более с учетом того, что оборудование ЦОДа размещается на нескольких территориально разнесенных площадках.
DCIM помогает оптимизировать технические ресурсы ЦОДа и загрузку персонала, а следовательно, сократить операционные расходы, обеспечивает информацией о своевременном принятии превентивных мер по устранению назревающих сбоев и отказов оборудования.
Руководитель проектов в Европе компании CommScope Тони Росситер обращает внимание на то, что с помощью DCIM владельцы ЦОДов могут доказательно разъяснять пользователям, за что они платят деньги, представляя им информацию об объеме и качестве оказанных услуг (например, об экономии энергопотребления, оптимизации использования площадей в гермозоне и т. п.).
Функционал современных DCIM-систем позволяет углубляться в контроле вплоть до отдельных приложений на отдельных серверах. Используя DCIM, можно автоматизировать анализ собираемых данных и на их основе давать специалистам рекомендации о том, как оптимизировать загрузку системы кондиционирования, распределение питания и т. д.
Однако владельцам коммерческих и корпоративных ЦОДов следует внимательно подходить к оценке глубины проникновения этих систем в инфраструктуру и к детализации контроля, руководствуясь разумной необходимостью, своими финансовыми возможностями и одновременно учитывая, что критерии для таких оценок у коммерческих и корпоративных ЦОДов разные.
В коммерческом ЦОДе провайдер должен соответствовать запросам клиентов. Так, при предоставлении услуг колокейшн клиенты требуют от него только управления инженерной инфраструктурой, отвечающей за обеспечение физических условий функционирования их оборудования. При этом управление в реальном времени может стать для провайдера дополнительным конкурентным преимуществом. В то же время тут нет необходимости в диспетчеризации кабельной сети ЦОДа; может даже не понадобится использование виртуализации.
В коммерческом ЦОДе сложно использовать возможности DCIM для моделирования инженерной инфраструктуры, поскольку трудно прогнозировать клиентский спрос (т. е. загрузку мощностей ЦОДа). В условиях начальной стадии развития рынка ЦОД-услуг рыночные данные, накопленные за некий период, не могут быть надежной основой для того, чтобы прогнозировать поведение клиентов в будущем.
Основной функционал, который сегодня необходим владельцам коммерческих ЦОДов в системах управления инфраструктурой, как считает г-н Калганов, это визуализация текущего состояния инженерных систем и контроль изменений этого состояния, детальная информация о параметрах компонентов систем, аудиовизуальное отображение аварийного состояния компонентов и систем, передача информации о критических изменениях параметров в почтовые и GSM-шлюзы для отправки обслуживающим специалистам, постоянное логирование состояния компонентов.
Повышение эффективности и снижение рисков. Инструменты повышения эффективности полезны для владельцев ЦОДов как средства снижения бизнес-рисков, самым критичным из которых является останов клиентского сервиса, а без автоматизации контроля состояния компонентов инфраструктуры гарантировать приемлемые SLA практически невозможно.
Учет свободных и занятых ресурсов ЦОДа снижает риск утраты контроля за ними со стороны бизнес-руководства (т. е. недополучения выгоды). Поэтому DCIM в коммерческом ЦОДе, как показывает опыт компании SafeData, логично интегрировать с информационными системами финансовой и коммерческих служб компании, чтобы они могли планировать продажи услуг и доходы, оценивая реальную загрузку площадей и стоек ЦОДа.
Что касается внешних рисков (для мониторинга которых нужны свои инструменты), то владельцам ЦОДов (прежде всего коммерческих, работающих в условиях высокой конкуренции) нужно прогнозируемое ценообразование в области потребляемых ресурсов, в первую очередь электроэнергии (затраты на которую составляют не менее 40% от всех операционных расходов ЦОДа), чтобы, с одной стороны, не терять маржинальности, а с другой — не поднимать цены на аналогичные услуги выше, чем у конкурентов.