В Глобальный рейтинг розничной онлайн-торговли (The A.T. Kearney Global Retail E-Commerce Index), опубликованный компанией A.T. Kearney, вошли 30 развитых и развивающихся стран. Первое место занимает Китай. В группу 15 стран-лидеров также вошли все государства «Большой восьмерки» (Япония, США, Великобритания, Германия, Франция, Канада, Россия и Италия).
В рейтинге широко представлены развивающиеся страны, которые занимают 10 из 30 позиций. Многие развивающиеся страны смогли сократить сроки, предусмотренные обычным графиком развития розничной онлайн-торговли, поскольку одновременно с ростом электронной коммерции в этих странах улучшается организация традиционного сегмента розничной торговли. Все чаще ритейлеры рассматривают онлайн-торговлю как эффективный и действенный способ продвижения на международных рынках.
Россия быстро превращается в один из ведущих рынков розничной онлайн-торговли, привлекательный как для отечественных, так и для зарубежных ритейлеров.
Россия открывает множество благоприятных возможностей в области онлайн-бизнеса. С его объемом в 10 млрд долл. США и 18% прогнозируемых среднегодовых темпов роста до 2018 г. российиский рынок быстро превращается в один из ведущих рынков розничной онлайн-торговли, привлекательный как для отечественных, так и для зарубежных ритейлеров. Среди всех европейских стран Россия имеет самое многочисленное сообщество пользователей интернета (70 млн человек, около половины всего населения). 33 млн жителей России покупают товары в интернет-магазинах. Три четверти всех транзакций в розничных интернет-магазинах России совершается в Москве и Санкт-Петербурге, однако по мере расширения доступа в интернет будут расти и объемы продаж в других регионах.
С учетом размеров российского рынка и огромного потенциала роста конкуренция в сегменте розничной онлайн-торговли усиливается. Рынок фрагментирован, ни у одного из игроков доля рынка не превышает 4%. Поэтому и компании, специализирующиеся исключительно на онлайн-торговле, и многоканальные ритейлеры не жалеют сил и средств, чтобы увеличить объем продаж и долю рынка. Компания Lamoda, онлайн-ритейлер модной одежды, обуви и аксессуаров, организовала собственную логистическую и курьерскую службу, позволяющую доставлять товары на следующий день после покупки в 25 городов России. Сразу после доставки покупателям разрешается в течение 15 минут примерить купленные вещи, при этом специально обученный курьер может проконсультировать клиента относительно стиля и размера.
Российский рынок привлекает и зарубежных ритейлеров. Компания Zara, ритейлер модной одежды, открыла в этом году розничный интернет-магазин, предлагающий российским потребителям весь ассортимент товаров для женщин, мужчин и детей, который доступен в традиционных магазинах. О своем намерении работать на рынке России фактически объявила в 2013 г. и компания Amazon, разместив информацию о найме сотрудников и официально обратившись за получением лицензий на хранение и доставку товаров.
Отечественных потребителей интернет-магазины привлекают конкурентоспособными ценами и широким ассортиментом товаров. Через российский поисковик «Яндекс» покупатели стремятся найти самую актуальную информацию о промо-акциях и сравнить цены, устанавливаемые различными ритейлерами. Для россиян, которые живут за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, онлайн-торговля открывает доступ к брендовым товарам, которых не встретишь в местных магазинах. Хотя по западным меркам российская инфраструктура развита недостаточно хорошо — покупки нередко доставляются неделями, жители сельской местности проявляют все больший интерес к приобретению брендовых товаров по приемлемым ценам.
Для полной реализации своего потенциала России необходимо совершенствовать логистическую инфраструктуру. Многие ритейлеры берут решение этого вопроса в свои руки и вкладывают средства в развитие логистических и дистрибуционных мощностей, чтобы обеспечить эффективное выполнение заказов клиентов, особенно в небольших городах. Онлайн-ритейлер Ozonорганизовал собственную дистрибуционную сеть, состоящую из 2 100 пунктов выдачи товаров в 130 городах России. При этом к 2015 г. компания планирует открыть еще 2 000 таких пунктов. Для выполнения заказов клиентов, живущих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, Ozonпостроил в Екатеринбурге второй склад площадью 16 200 кв. м.
Росту онлайн-торговли в России до сих пор мешает недостаточное развитие финансовой инфраструктуры. В стране, где лишь в одном из трех домохозяйств имеется кредитная карта, а многие граждане сомневаются в безопасности электронных транзакций, преобладающим способом платежей остаются расчеты наличными. Большинство онлайн-ритейлеров предлагают своим клиентам возможность оплачивать покупки наличными деньгами после доставки. Развиваются также и альтернативные механизмы платежей. Один из самых ярких примеров — платежная система QIWI, с помощью которой пользователи могут оплачивать счета и переводить денежные средства на дебетовые карты. Заключив недавно партнерское соглашение с компанией Visa, платежная система QIWIсоздала сервис VisaVirtual, объединяющий в настоящее время 11 млн клиентов, которые переводят деньги на свои счета и могут использовать их таким же образом, как средства на кредитных картах. Однако существующие лимиты (около 500 долл. США на одну транзакцию) ограничивают совершение дорогостоящих покупок.
Пер Хонг, управляющий партнер A.T. Kearney в России и один из основных участников исследования, отметил: «Население развивающихся стран быстрее адаптируется к происходящим изменениям, чем жители развитых стран. Например, количество мобильных телефонов на душу населения в России составляет 1,8, а в Объединенных Арабских Эмиратах — 1,7. Это гораздо больше, чем во многих развитых странах, включая США (1,0) и Францию (1,0). В развивающихся странах потребители используют свои телефоны для поиска товаров, сопоставления цен и обмена информацией со своими друзьями по социальным сетям».
За последние пять лет среднегодовые темпы роста розничной онлайн-торговли во всем мире составили 17%. При этом наиболее интенсивный рост отмечался в Латинской Америке (27%) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (25%).
Несмотря на то, что между развивающимися и развитыми странами существуют некоторые вполне очевидные различия, исследование указало на ряд очень важных общих черт. Это, например, искушенность потребителей, креативность и изобретательность компаний, ведущих торговлю в интернете, жесткая конкуренция. Существует сходство и в ассортименте товаров, которые потребители предпочитают покупать в интернет-магазинах. По мнению соавтора исследования партнера A.T. KearneyХаны Бен-Шабат (HanaBen-Shabat), «понимание этих общих черт поможет ритейлерам разрабатывать эффективные стратегии работы в интернете с возможностью изменения масштабов их реализации».
Важнейшим фактором, способствующим развитию онлайн-торговли, является мобильная связь. 93% владельцев мобильных телефонов в Бразилии и 51% в Великобритании используют свои телефоны для поиска информации о предложениях розничных магазинов.
Еще один фактор, оказывающий огромное влияние на рынок, правда, несколько иным образом, — это социальные сети. В развивающихся странах, например в Китае, компании поощряют покупателей писать отзывы о купленных товарах, предоставляя взамен бонусные баллы или купоны на скидки при покупках в интернет-магазинах. Онлайн-ритейлеры, работающие в развитых странах, в частности Amazon, изучают отзывы клиентов о покупках, анализируя информацию о различных товарах, инструкциях по эксплуатации и заминках, возникающих в цепочке поставок.
На основе анализа данных и опросов на местах экспертная группа A.T. Kearney выделила три категории рынков розничной онлайн-торговли — «рынок нового поколения», «сформировавшийся растущий рынок» и «рынок с высокоразвитой электронной инфраструктурой».
Китай, Бразилия и Россия возглавляют группу стран, рынки которых относятся к категории «рынков нового поколения». В эту группу также входят Аргентина, Италия, Словакия, Чили, Турция, Венесуэла, ОАЭ, Ирландия и Малайзия. Онлайн-торговля в этих странах достаточно хорошо развита, однако каждой из них необходимо ликвидировать отставание по одному из трех важнейших аспектов: доступность интернета для населения, развитие логистической инфраструктуры и финансовой системы. Если в этих областях удастся достичь прогресса (а каждая из перечисленных стран прилагает для этого все усилия), продвижение на этих интернет-рынках незамедлительно станет одной из ключевых задач для крупнейших мировых ритейлеров.
Австралия, Канада, США, страны Северной и Западной Европы входят в группу «сформировавшихся растущих рынков». Все эти страны характеризуются высоким уровнем распространения и использования интернета. Вместе с тем благодаря развитию логистики и продуманным стратегиям доставки товаров в первых трех странах (Австралии, Канаде и США) открываются возможности для более существенного роста, чем в государствах Северной и Западной Европы. Во всех странах, входящих в эту группу, потенциал развития рынка еще далеко не исчерпан.
«В перспективе успех компаний, работающих на сформировавшихся растущих рынках, будет зависеть от таких факторов, как инновационное развитие всех точек контакта с потребителями, глубокое изучение причин, побуждающих потребителей совершать покупки в интернете, а не через другие каналы, а также четкое понимание покупательских ожиданий — начиная с оформления заказа и заканчивая доставкой товара», — считает консультант A.T. Kearney и соавтор исследования Парване Нилфороушан.
Наконец, Япония, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Новая Зеландия относятся к группе «рынков с высокоразвитой электронной инфраструктурой». Их характерные черты — высокий уровень внедрения технологий, развитая инфраструктура, богатый опыт реализации инновационных, новаторских проектов в области онлайн-торговли. Темпы роста здесь могут быть относительно невысокими, зато потребители в этих странах хорошо разбираются в розничной онлайн-торговле. Новые участники рынка должны проявить всю свою изобретательность, чтобы привлечь пользователей интернета заманчивыми предложениями, поднять на новый уровень качество обслуживания по всем каналам и разработать инновационные стратегии доставки товаров конечным потребителям.