Несмотря на трудности с внедрением и самой системой на первом этапе, экономия от использования облачной системы электронного документооборота “О7.ДОК”, совместно разработанной компанией “Электронные Офисные системы” (ЭОС) и “Ростелеком”, в лечебных учреждениях Владимирской области является существенной. Сегодня в этот проект вовлечено 112 лечебных учреждений региона и около 350 пользователей, система располагается на серверах “Ростелеком”, который и обеспечивает защищенные каналы связи. По словам директора государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области “Медицинский информационно-аналитический центр” (ГбУЗ ВО “МИАЦ”) Марии Дегтеревой, сегодня имеются дальнейшие планы по расширению облачной “О7.ДОК” и интеграции ее с другими информационными системами лечебных учреждений области.
Мария, будьте добры, расскажите сначала, что предшествовало внедрению “О7.ДОК” в лечебных учреждениях Владимирской области?
- Внедрение совместного решения “Ростелекома” и ЭОС — системы электронного документооборота “О7.ДОК”, — было начато в декабре 2012 года в рамках реализации программы модернизации здравоохранения Владимирской области. И это было не первое решение “Ростелекома” на облачной платформе “О7”, — до этого в 7 крупнейших лечебных учреждениях Владимирской области мы внедрили систему “Электронная медицинская карта” (в основном, это крупные стационары). Мы целенаправленно не стали внедрять эту систему во всех лечебных учреждениях, как это изначально требовал Минздрав РФ, — чтобы правильно провести пилотный проект нами были отобраны лишь наиболее подготовленные для этого учреждения. Для начала мы подвели к ним оптоволоконные каналы пропускной способностью 10 Мбит/с, включив их в защищенную ведомственную сеть передачи данных, после чего началось уже непосредственное внедрение системы. При этом, система “Электронная медицинская карта” была не достаточно полной в функциональном смысле, — в итоге очень долго мы ее улучшали, предъявляя требования и вопросы к разработчику, порой, изначально не учтенные нами в техническом задании. Тем не менее, на сегодняшний день система “Электронной медицинской карты” на облачной платформе “О7” готова для промышленной эксплуатации на региональном уровне. И, по всей видимости, в 2014 году мы будем рассматривать возможность ее расширения.
Как понимаю, следующим вашим шагом как раз и стало внедрение электронного документооборота на “О7.ДОК»?
- Да, действительно, затем мы начали внедрение и облачной системы электронного документооборота. Стоит сразу отметить, что изначально она также не была готова для использования в здравоохранении, — он была “сырой”, в ней не учитывался ряд требований, предъявляемых нами в техническом задании (мы не берем сторонних ТЗ, их пишут исключительно наши собственные специалисты, — проект ведь делается для нас). Кроме того, интерфейс системы был не дружелюбным, — и речь здесь не шла лишь о довольно требовательных специалистах нашего МИАЦ, нам нужно было сделать ее удобной и понятной для сотрудников даже самых маленьких лечебных учреждений. Разработчикам пришлось в корне пересмотреть саму аналитику системы, чтобы учесть специфику учреждений здравоохранения. С целью доработки системы мы длительное время вели переписку с “Ростелекомом”, а также компанией ЭОС, выступавшей его подрядчиком. Было сложно заставить людей работать, но мы в итоге это сделали. В конце апреля 2013 года прошло совещание с участием руководителя ЭОС, на котором мы выдвинули все наши требования и были услышаны. Нам предоставили специалистов “КС-Консалтинг”, — компании-партнера ЭОС из г. Барнаула во главе с Андреем Балабановым, после чего работа пошла. Далее мы повторно провели обучение всех специалистов, поскольку программа полностью преобразилась по сравнению с тем, что изначально было нам представлено в декабре 2012 года. Кроме того, нами был также разработан и регламент электронного документооборота с учетом специфики сферы здравоохранения и схемы движения документов на территории региона.
Мария, где на сегодняшний день уже внедрена система, сколько специалистов в ней работают, какие задачи решают?
- На сегодняшний день мы внедрили полностью электронный документооборот в Медицинском информационно-аналитическом центре г. Владимира (МИАЦ), где установлено около 40 рабочих мест. Начали, конечно, с руководителей, я сама прошла обучение. Теперь все поручения идут через “О7.ДОК”, а секретарь настолько трепетно относится к работе с данным решением, что у нас теперь из МИАЦ не уходит ни одного документа, если он не зарегистрирован в системе. В целом, первый этап внедрения затронул 112 лечебных учреждениях или 352 пользователей (технологи, руководители, секретари). Пока в медицинских учреждениях установлено по 3 рабочих места “О7.ДОК”, — некоторым это вполне достаточно. С теми же из них, кто будет готов внедрять решение внутри своей организации дальше, мы планируем работать отдельно, — благо, что и ЭОС, и “Ростелеком” идут на уступки. По всей видимости, им интересен сам проект, поскольку он впервые реализуется в здравоохранении, поэтому они поддерживают нас во всех наших начинаниях. В целом, вторым этапом внедрения “О7.ДОК” будет охвачено еще больше пользователей.
Каким образом вы обеспечиваете безопасность персональных данных, врачебную тайну?
- Если мы говорим о безопасности, то сразу же хочу отметить, что серверы системы электронного документооборота “О7.ДОК” принадлежат непосредственно “Ростелекому”. Они находятся в Москве, компания предоставляет нам все каналы связи и гарантирует их защиту, что очень выгодно нам. Кроме того, у нас организован защищенный канал ViPNet для переписки наших учреждений со страховыми компаниями, фондом ОМС на предмет счетов-реестров и т. д. Этому каналу уже около 5 лет.
Спасибо! В каких направлениях планируется дальнейшее развитие проекта?
- В настоящее время этой облачной системой электронного документооборота заинтересовались практически все главные врачи лечебных учреждений Владимирской области. И 28 октября “Ростелеком” предоставил компьютерный класс для их обучения работе с данным сервисом. Что же касается текущей эволюции, то сегодня мы занимаемся интеграцией электронного документооборота с web-отчетностью. Дело в том, что у нас существует web-портал, где каждое лечебное учреждение обязано заполнять специальные отчеты и мониторинги, — весь процесс контролируют наши специалисты. В случае же, если портал будет интегрирован с системой электронного документооборота, контроль будет осуществляться эффективнее, — специалисты МИАЦ будут полностью уверены в том, что сотрудники учреждений получали письмо с требованием заполнить отчет. Кроме того, сейчас мы хотим получить возможность мобильного доступа к системе. Это предложение было озвучено мной после двухнедельного отпуска в начале июля, после которого я обнаружила большое количество непрочитанных документов в личном почтовом ящике на “О7.ДОК”. Мобильный доступ становится сегодня еще более актуальным, так как объемы документов в здравоохранении очень значительные, соответственно, в системе их также накапливается все больше и больше. К примеру, только в нашем центре на данный момент уже зарегистрировано более 2000 исходящих документов.
Мария, планируется ли интеграция системы электронного документооборота с “Электронной медицинской картой»?
- Это было очень интересным и логичным шагом. К примеру, по системе электронного документооборота можно было бы пересылать эпикриз болезни и само направление между лечебными учреждениями, используя уже проложенные защищенные каналы связи, в тех случаях, когда пациента направляют на консультацию из одного лечебного учреждения в другое. Я вообще считают, что в медицине имеется большой простор для развития различных электронных сервисов. К примеру, у нас уже решен вопрос интеграции “Электронной медицинской карты” с “Электронной регистратурой”.
Каковы отзывы от работы в “О7.ДОК” простых сотрудников?
- Здесь стоит немного обратиться к истории. Самое первое, что в областной медицине было внедрено из информационных технологий, — было использование электронных рецептов в 2003 году. Тогда медицинские работники были крайне негативно настроены к этому нововведению. И это продолжалось ровно полгода, после чего они настолько привыкли к электронным рецептам, что уже не представляли, как обойтись без компьютера и выписать рецепт вручную. Также много негатива было и при внедрении системы “Электронная регистратура”, — на сайте МИАЦ тогда появились не только отрицательные отзывы, но даже и обвинения в нецелевом использовании денежных средств. Мы никогда не удаляем такие отзывы с нашего сайта, стараясь отвечать всем и разбираться в каждой конкретной ситуации. И, по большому счету, все недовольства пациентов были вызваны неправильной работой администрации больниц, их несоблюдением установленных регламентов. Не все хотят играть по правилам, — замечательно было бы соблюдать договоренности всем. Сейчас, занимаясь внедрением системы электронного документооборота так же сталкиваемся с негативной реакцией сотрудников лечебных учреждений. Но после того как им становятся ясны положительные стороны электронного документооборота, негатив исчезает. К примеру, в случае использования “Электронной медицинской карты” у медицинских работников исчезает бумажная волокита, — как результат, у них больше времени остается на непосредственный осмотр и работу с пациентами. Стоит также отметить, что основная помощь на этапе внедрения таких новых проектов — это непосредственная поддержка со стороны Департамента здравоохранения Администрации Владимирской области.
Мой последний вопрос о преимуществах использования облачной системы “О7.ДОК”, в чем они заключаются?
- Преимущества использования облачных технологий заключаются в том, что сопровождение сервиса в итоге обходится дешевле, чем ежегодное обновление лицензий. Напомню, что внедрение системы электронного документооборота у нас идет одновременно в 112 медицинских учреждениях, — в итоге экономия получается действительно существенной.
Мария, большое спасибо за уделенное нам время. Успехов Вам в работе!
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ