В англоязычной среде уже давно найден удобный способ придавать инновационную окраску привычным названиям продуктов и услуг путем добавления к ним наиболее актуальной на сегодняшний день “инновационной буквы”. Так в свое время появились электронная (eCommerce) и интернет-торговля (iCommerce), а теперь у всех на слуху ее мобильная инкарнация (mCommerce). Судя по всему, префикс m станет в ближайшие годы наиболее распространенным. Ничего не поделаешь — на дворе мобильная революция.
Не обошла стороной данная тенденция и здравоохранение: все чаще наряду с eHealth звучит и mHealth. Под mHealth понимаются мобильные технологии, позволяющие собирать тем или иным способом информацию, имеющую отношение к здоровью данного человека, и передавать ее туда, где она может быть сохранена, обработана и использована. Информация собирается как с датчиков (шагомеров, датчиков сердечных ритмов, весов, мониторов физической активности, мониторов измерения давления, глюкометров), так и вводится вручную. Довольно условно принято относить сервисы mHealth к одной из двух категорий, ориентированных на фитнес и медицину. Поскольку направление mHealth еще довольно молодо, оно должно научиться находить стимулы и побудительные мотивы как для рядовых пользователей, так и для медицинских учреждений. Обсуждению широкого круга вопросов этой тематики будет посвящена очередная конференция mHealth Summit, которая пройдет в Вашингтоне в первой половине декабря.
В преддверии этого форума издание InformationWeek опросило ряд ключевых докладчиков. Как ни удивительно, никто из них не говорил о дороговизне технологий mHealth и их ограниченной доступности: носимые (нательные) интеллектуальные устройства на наших глазах становятся массовым продуктом. Одной из ключевых проблем эксперты считают слабую вовлеченность “медицинских” пользователей в сравнении с “фитнесовыми” в социально-сетевую и геймификационную активность (рассказывать о своих спортивных достижениях гораздо приятнее, чем о болячках). А подобная активность — мощныq стимулятор полноценного и заинтересованного использования технологий mHealth.
Как мотивировать к применению mHealth врачей? Тут большие надежды возлагаются на изменение модели возмещения расходов медицинских учреждений страховыми компаниями. В частности, если сумма возмещения будет сокращаться при повторной госпитализации, врачи будут более заинтересованы в дистанционном контроле за пациентами после их выписки (к примеру, если повторно госпитализированный больной не выполнял предписания и это объективно зафиксировано средствами mHealth, возмещение снижаться не будет). Еще одна важная задача — сделать mHealth не только инструментом для фиксации данных и их ретроспективного анализа, но и средством прогнозирования состояния пациента. Весьма вероятно, что здесь окажутся востребованными технологии Big Data. Причем большие данные будут охватывать не только информацию, собираемую с датчиков, но и сведения из внешних источников, включая и сам смартфон. К примеру, о людях с психическими заболеваниями бывает важно знать не сколько шагов такой человек сделал за день, а куда ходил, какие делал покупки, каков был круг его общения.
По некоторым оценкам, сегодня в магазинах мобильных приложений уже накоплено около 100 тыс. программ, имеющих отношение к eHealth и mHealth. Далеко не все они отвечают строгим стандартам отрасли здравоохранения, к тому же немало элементов mHealth вообще пока не стандартизировано. Нередко подобные приложения пишутся без оглядки на наличие необходимой ИТ-инфраструктуры (например, предполагают наличие постоянной связи с Сетью и не приспособлены к работе в офлайне). По данным J’son & Partners Consulting, лидером по числу mHealth-проектов является США (175 проектов), за которой, как ни странно, следуют Южная Африка (63), Индия и Уганда (по 48). Россия в первые 15 стран этого списка не входит (на 15-м месте Канада с 13 проектами).
Тем не менее подобные работы ведутся и в нашей стране, в частности, компаниями РИНТЕХ (входит группу “АйТи”) и ФОРС (объявила об этом на недавнем форуме Oracle Day). К основным препятствиям развития рынка m-Health в России J’son & Partners относит низкий уровень информатизации отечественных лечебных учреждений, слабое знакомство медперсонала с возможностями ИТ, консервативность врачей и пациентов. Впрочем, прогресс не остановить. По прогнозу Research2Guidance, уже в 2015 г. почти 500 млн. из 1,4 млрд. владельцев смартфонов будут пользоваться мобильными медицинскими приложениями. Что ж, рынок весьма перспективный.