Инициатива японского правительства в области поддержки местных производителей в области разработки низкозатратных 3D-принтеров набирает обороты — в стране наблюдается взрывной всплеск интереса к этому новому виду производственной деятельности. Для пояснения, 3D-принтеры позволяют изготавливать твердые объемные предметы сложной формы из порошкообразных пластиковых, металлических или других материалов на основе компьютерных данных.
Как пишет Reuters, со времен окончания Второй мировой, когда Японии пришлось заново восстанавливать разрушенную войной экономику, эта страна нуждается в новых прорывных технологиях наподобие тех, которые помогли создать такие гигантские технологические конгломераты, как корпорация Sony. Подвижки в области развития промышленной 3D-печати в некоторой степени являются частью стратегии премьер-министра Японии Синдзо Абэ, призванной вывести страну из затянувшегося кризиса и возродить характерный для японского народа дух инноваций. В ещё более развёрнутом смысле эта стратегия рассчитана на привлечение частного капитала и инвестиций. Её цель — оживить экономическую и политическую жизнь страны, выстроив её вокруг хорошо организованной и работающей промышленности.
На пути к этому Абэ провел ряд реформ, упрощающих регистрацию частных фирм, процедуры найма и увольнения сотрудников, получения государственных субсидий или дополнительного финансирования со стороны банков. По мнению некоторых экспертов, всё это, а также общенациональная программа финансирования стартапов вызвала динамический сдвиг в японской экономике. К слову, государственная поддержка небольших частных фирм была законсервирована на шесть лет, но в этом году целевые субсидии по этой программе смогли получить 77% всех компаний, подавших заявки. Также растет количество фирм, претендующих на средства, выделяемые госбюджетом Японии на развитие частного предпринимательства: если в апреле таких было всего 15, то к июлю их число достигло 2,3 тыс.
Особенное участие в деле развития 3D-печати проявляет министерство экономики — оно, видя потенциал этой технологи, ратует за выделение из бюджета 4,5 млрд. иен ( 44 млн. долл.) для разработки 3D-принтеров высокого класса. Впрочем, главный аналитик Gartner по исследованиям в области технологий Томоко Митани выражает сомнения, что новый сектор экономики вырастет во что-то настолько инновационное, что станет площадкой для появления “новой Sony”. Во-первых, 3D-печать всё ещё слишком дорогая и может использоваться преимущественно для изготовления специализированных товаров, таких как медицинские приборы. Эксперт считает, что массовая технология 3D-печати ещё далека от того уровня, который предлагают высококлассные 3D-принтеры, использующие для печати металлические сплавы и керамический порошок.
В то же время Нобуки Сакагучи, исполнительный директор компании Open Cube, занимающейся производством недорогих 3D-принтеров, надеется, что подобные его компании предприятия послужат толчком для возрождения давней культурной традиции Японии — монозу кури, которую отличало умение японских мастеров делать по-настоящему качественные вещи. В ноябре Open Cube выпустила 3D-принтер SCOOVO C170, который продаётся в Японии за 1943 долл. в комплекте с программным обеспечением для управления процессом 3D-печати SCOOVO Studio. Настройки этого ПО можно по желанию пользователей легко изменить. Сам принтер позволяет печатать такие изделия, как чашки, шары для гольфа и даже небольшие скульптуры. Open Cube — далеко не единственный производитель, занимающийся разработками в области 3D-печати. Этим же занимается, к примеру, компания Koiwai (префектура Канагава, город Кодавара), специализирующаяся на металлопродукции. Она внедрила технологию 3D для производства образцов деталей для автомобилей. Производитель заявляет, что таким образом ему удалось снизить себестоимость производства и сократить сроки поставок. “Теперь мы можем с легкостью изготовлять детали даже самых сложных форм, которые никогда бы не смогли выполнить стандартными методами”, — восхищается развитием цифровых технологий директор компании Итоси Коива.
Компания FASOTEC, занимающаяся разработками в области медицинской техники, предлагает родителям сделать скульптурную форму будущего ребенка. При помощи 3D-принтера она может сделать слепок лица или даже всего плода. Сейчас токийская компания работает над тем, чтобы воспроизводить такие же формы с различных отсканированных органов и частей тела пациентов. По замыслу FASOTEC, это позволит хирургам попрактиковаться перед реальными операциями.
В июне компания Yahoo Japan продемонстрировала прототип первого в мире 3D-принтера, способного реагировать на голосовые команды и распознавать их. Устройство Hands on Search разрабатывается в первую очередь для людей с ослабленным зрением, а также для учеников — некоторые школы Японии, по словам разработчиков, получат такие принтеры, как только те поступят в производство. Если идея будет воспринята хорошо, то Hands on Search начнут производить серийно, и для проекта него будет создан специальный сайт в виде базы данных трехмерных моделей. Как сообщается, на текущий момент уже существует около 100 таких моделей. К ним относятся фигуры животных и насекомых, а также различные здания, в том числе и достопримечательности.
Если 3D-промышленность в Японии только зарождается, то в США она достигла значительных успехов, отмечает Reuters. В настоящее время Соединенные Штаты доминируют в производстве 3D-принтеров. Две американские компании — Stratasys и 3D Systems — контролируют 70% мирового рынка. Германия, Китай и Великобритания также начали прилагать большие усилия в разработке 3D-принтеров.