Компания Accenture представила результаты исследования Mobile Web Watch, в котором приняли участие около 31 тысячи потребителей из 26 стран (российская выборка представлена 1500 респондентами). Основным фокусом исследования стали особенности использования мобильных устройств для оплаты различных товаров и услуг, а также потенциальная готовность потребителей нести дополнительные расходы за доступ к интернету в мобильных сетях четвертого поколения (LTE).
В последнее время мобильные операторы наблюдают значительный рост спроса на услуги мобильного интернета. Все больше людей в мире используют мобильные устройства для расчетов при приобретении продуктов и услуг, просмотра видеоконтента и даже управления своими «умными домами».
«Мобильная интернет-активность пользователей в мире серьезно увеличила нагрузку на сетевую инфраструктуру. Чтобы привлекать новых и удерживать существующих клиентов, операторам приходится инвестировать значительные средства в расширение емкости существующих сетей 3G и в создание сетей нового поколения LTE, тем самым расширяя линейку предложений для своих пользователей и поддерживая высокое качество связи», — отметил Эрве Блан, управляющий директор, руководитель операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» компании Accenture в России.
Эрве Блан отметил, что для большинства потребителей, как в России, так и в мире в целом, скорость мобильного интернета остается ключевым фактором при выборе оператора мобильной связи. Четверть респондентов из России и столько же в целом из развивающихся экономик недовольны скоростью интернета. При этом в России больше всего потребителей, готовых пойти на увеличение затрат ради доступа к LTE (83%), что выше, чем в среднем в развивающихся странах (76%) и значительно выше, чем в развитых странах (57%).
Для 34% россиян (и 25% респондентов из развивающихся стран в целом) приемлемо увеличение расходов на мобильный интернет на
44% респондентов из России уже являются обладателями смартфонов, а 26% рассматривают возможность его приобретения. Это меньше, чем в целом в развивающихся экономиках — 58% и 39%, соответственно. При этом 47% владельцев смартфонов в России (55% из развивающихся стран) уже пользуются или планируют в ближайшем году воспользоваться голосовыми звонками с помощью интернет-соединения, например, через Skype, Viber или Google Talk.
Подавляющее большинство пользователей (87% в России и 93% в развивающихся странах) подчеркивают, что будут чаще использовать интернет-звонки, если скорость и качество соединения улучшится.
65% владельцев смартфонов в России (66% из развивающихся стран) уже оплачивают товары и услуги с помощью мобильных устройств или планируют начать это делать в ближайший год. Чаще всего российские потребители покупают (в порядке приоритетности): билеты на концерты и кино, товары народного потребления, билеты на самолет или поезд, одежду и обувь, продукты питания.
Интересно, что если бы сейчас оплата покупок в магазине с мобильного телефона была бы также популярна как оплата пластиковой картой, а оператор не поддерживал бы эту услугу, то 48% потребителей в России и 65% в развивающихся странах сменили бы оператора.
Большинство видов рекламы на мобильных устройствах (реклама в навигационных программах, текстовые сообщения и баннеры) пользователи считают нерелевантными и вызывающими негативные эмоции. Российские потребители находят интересной лишь информацию о купонах на покупку товаров и услуг со скидкой (39%), а также in-store маркетинг, т.е. получение специальных предложений в режиме реального времени непосредственно во время физического пребывания в торговой точке (34%).
«Как мы увидели из результатов исследования, качество связи волнует не только россиян, но и пользователей во всем мире. Тот факт, что российские потребители готовы платить больше за качество интернет-трафика, является серьезным сигналом для компаний и несет в себе обоюдную пользу, как для операторов связи, так и для пользователей. Важно, чтобы готовность клиентов к дополнительным тратам превращалась во взаимовыгодное сотрудничество: потребитель платит немного больше за трафик, а оператор, в свою очередь, инвестирует дополнительную прибыль в повышение скорости и качества покрытия. Такой подход позволит операторам наращивать качество своих сетей и при этом сохранять лояльность потребителя. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, касается хранения данных в „облаке“. Наше исследование показало, что если бы оператор связи предоставлял „облачные услуги“, то ими бы воспользовалась большая часть клиентской базы оператора. Это психологический фактор, который говорит о лояльности потребителей и о потенциальной возможности дополнительного источника дохода для оператора», — прокомментировал Сергей Борисов, руководитель практики Управленческий консалтинг операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии», Accenture в России.