Тема конкурентной ситуации на ИТ-рынке (в данном случае мы говорим в общем, это относится к любому рыночному сегменту), с одной стороны, вроде бы регулярно находится в центре внимания ИТ-общественности, но с другой — довольно часто воспринимается ею как беллетристика, имеющая слабое отношение к реальным проблемам заказчиков, а порой и просто как сугубо рекламная информация. Такая ситуация имеет, на наш взгляд, целый ряд объяснений.
- Любая аналитика рынка нужна для планирования действий в будущем, причем нужно разделять ближние и дальние перспективы. Вопросы конкурентной ситуации относятся в основном к решению задач дальних перспектив, стратегического планирования. А вот как раз со стратегическим планированием (хотя бы на 3–5 лет вперед) в среде российских заказчиков дела обстоят не очень хорошо, для многих из них эти вопросы вообще не актуальны.
- С подачи ведущих мировых аналитиков (Gartner, IDC, Forrester) вопросы рыночной ситуации обычно сводятся исключительно к теме позиций поставщиков тиражных продуктов (вендоров), что в общем случае неверно, поскольку этот подход не учитывает такие важные составляющие рынка, как услуги по внедрению и сопровождению систем, оплату внешних заказных разработок, а также затраты заказчиков на содержание собственных ИТ-подраздений.
- Производить количественные оценки рынка — это объективно крайне сложная задача, даже при наличии достаточно сформировавшегося рынка (собственно, мировые аналитики и считают лишь ведущих вендоров во многом именно потому, что эта задача хоть в какой-то мере поддается решению). А если рынок имеет сложную структуру по составу участников и по кругу решаемых задач и при этом является не очень прозрачным для внешних наблюдателей, то задачи оценки ситуации на нем носят характер “гадания на кофейной гуще” с естественным для такого подхода крайне высоким субъективным фактором.
Все эти соображения имеют отношение к оценкам ситуации на российском рынке СЭД/ECM, причем на протяжении всей многолетней истории его развития. В общем-то это давно общепризнанный факт — сколько-нибудь достоверных и признаваемых отраслевым сообществом реальными (хотя бы в первом приближении) оценок рыночных показателей нет. И в этой ситуации ведущую роль играет анализ ситуации на качественном уровне реальными экспертами рынка.
Именно такой анализ был представлен в обзорном докладе генерального директора “ИнтерТраста” Андрея Линева, специалиста, работающего на российском СЭД-рынке в течение всех двадцати лет его существования. Он затронул ряд актуальных вопросов, связанных с перспективами развития этой отрасли.
Для начала г-н Линев отметил давно известную проблему весьма невысокой точности и надежности методик количественных оценок рынка. Обычно тут используется анализ открытых (опубликованных в том или ином виде) данных о реализованных проектах. Но выводы даже по открытым данным очень сильно различаются у разных исследователей, что уже само по себе говорит о крайне низкой точности сведений. Так, по последнему отчету компании DSS, объем рынка СЭД по итогам 2012 г. составляет 350 млн. дол., а по данным исследования TAdviser, выполненного по аналогичной методике, — 835 млн. долл. Расхождение более чем в два с половиной раза. При этом столь же значительные разногласия есть и по долям участников рынка. Но, что, возможно, еще важнее, от “открытого рынка” скрыты многие крупнейшие корпоративные проекты, которые оцениваются в тысячи и десятки тысяч рабочих мест (был приведен десяток примеров таких проектов, в частности в ЦБ РФ, “Ростелекоме”, Сбербанке, Мэрии Москвы.
В этой ситуации Андрей Линев предложил ориентироваться в оценках рыночной ситуации на выделении не столько количественных, сколько качественных характеристик. По его данным (вполне согласующимся с представлениями экспертного сообщества в целом), сейчас на российском СЭД-рынке (в открытой для общественности его части) около 200 компаний. Заметим от себя, особенность нашего СЭД-рынка – отсутствие четкого разделения участников по основным ролям (вендор, разработчик заказных решений, внедренец), многие компании выступают в нескольких амплуа одновременно.
Тем не менее за исходный постулат можно принять такую озвученную оценку: 80% рынка делят 20 ведущих компаний-производителей и внедренцев решений на рынке СЭД и решений класса ECM. При этом эксперт предложил разбить СЭД-поставщиков (это и вендоры, и внедренцы) на пять основных групп:
- компании, делающие ставку на собственные тиражные решения (вендоры СЭД).
- компании, делающие ставку на создание заказных решений на базе платформ ECM: универсальные российские системные интеграторы, “карманные” системные интеграторы (при заказчиках), зарубежные системные интеграторы;
- государственные компании и компании, лоббируемые государством;
- новые разработчики, ориентирующиеся на облачные SaaS-модели;
- новые поставщики услуг, делающие ставку на сервисы по реализации защищенного межорганизационного обмена документами.
Другой важный срез рынка — по размеру реализуемых проектов, здесь выделены три основных сегмента.
- Сегмент малых проектов, до 50 рабочих мест. По оценкам Андрея Линева, на него приходится 39% рынка в стоимостных показателях. Основными игроками тут являются “1С”, Cognitive Technologies, ЭОС, “Тезис”, bb workspace, IRM Doc, “Кодекс”, “Гранит Центр”, “Глобус” и другие компании, в том числе региональные разработчики ПО. Главная особенность этого сегмента – спрос на относительно простые СЭД коробочного типа, большие объемы поставок, развитая партнерская сеть, низкая маржинальность проектов. По мнению эксперта, тут будет постоянно повышаться доля присутствия “1С” с его огромной партнерской сетью с перспективой полного доминирования уже в недалеком будущем.
- Сегмент средних проектов, от 50 до 200 рабочих мест, 33% рынка. Здесь представлены такие компании и продукты как “Логика бизнеса” (бывшая “БОСС-Референт”), DocsVision, LanDocs, CompanyMedia, “Дело” и EOS for SP, ЛЕТОГРАФ, “Мотив”, Directum, “1С-Документооброт”, “ГранДокс”, “Кодекс”, “Евфрат”, “Наумен” (открытое ПО). В плане использования базовых платформ ранее здесь до 60% занимала IBM Lotus Domino, но сейчас ее доля сокращается во многом из-за экспансии Microsoft SharePoint. Основной характеристикой сегмента является проектный характер бизнеса (и ПО, и услуги), основной продукт — СЭД коробочного типа с развитыми элементами настройки и конструкторами форм, видов и процессов, ориентация на директивное, проектное и процессное управление. По мнению эксперта, основными игроками здесь являются DocsVision, CompanyMedia, Directum, к которым все активнее будет подбираться “1С”. А вот доля “Дело”, “ГранДокс” и “Кодекс” будет, скорее, сокращаться в силу их исторической ориентации на классическое делопроизводство.
- Сегмент крупных проектов, более 500 рабочих мест, с сегодняшней рыночной долей в 28%. Именно тут лежит “закрытая” от публичного внимания часть рынка, в которой работают в основном по заказным проектам крупные системные интеграторы (“Крок”, IBS, “АйТеко”, “Техносерв”, TerraLink, Inline), “карманные” интеграторы и государственные компании. Именно на них приходятся основные деньги этого сегмента. Из группы СЭД-вендоров здесь работают: “Логика бизнеса”, Digital Design в паре с DocsVision, “ИнтерТраст”, ЭОС и Directum. Но, как считает Андрей Линев, этим вендорам достаются лишь “крохи” денег, которые падают через фильтр системных интеграторов и “специальных” внедренцев.
По мнению эксперта, в ближайшие годы все СЭД-разработчики будут испытывать нарастающие сложности, поскольку рынок уже близок к насыщению, борьба будет вестись не за новых, еще неавтоматизированных заказчиков, а во многом за счет “отъедания” клиентов у конкурентов. При этом системные интеграторы будут снижать планку своих интересов, проникая в средний сегмент рынка, а мировые вендоры (в первую очередь IBM и Microsoft) неуклонно повышать уровень своего прямого присутствия.
Однако дело в нашей стране не ограничивается в общем-то вполне нормальными рыночными процессами. Всем известно, что спецификой России является сильное присутствие государства, которое не только выступает как крупный заказчик, но и усиленно пытается играть роль ИТ-поставщика. И в этой связи докладчик высказал опасения по поводу явной тенденции на монополизацию рынка СЭД для государственных органов управления.
Он отметил, что широко анонсированный в этом году проект Минкомсвязи по созданию “национальной СЭД” — это уже третья за последний год попытка создать некоторое СЭД-решение, сделав его стандартом для всех государственных органов управления (предыдущие окончились ничем). Опасения вызывает опубликованная недавно программа Минкомразвития, согласно которой создавать ИТ-системы и оказывать услуги по их внедрению и сопровождению для государственных органов власти могут только государственные компании. А введение с 2014 г. в действие 44-ФЗ (о контрактной системе в госзакупках) просто отстранит ИТ-компании малого бизнеса (а многие СЭД-поставщики относятся именно к ним) от работы с госпредприятиями. Декларируемая цель таких изменений, отметил в заключение своего выступления Андрей Линев, всегда благородна — сделать лучше, быстрее, надежнее, дешевле, но, как показывает практика и всемирный опыт, любая монополизация — это тупик.