Недавно нам представилась уникальная возможность познакомиться с опытом использования ИТ в компании, представляющей шинный рынок Южно-Африканской Республики. Мы очень мало знаем об этой стране, и поэтому нам интересно было узнать, как небольшая фирма, относящаяся к сектору среднего и малого бизнеса (СМБ), организует у себя управление ИТ, какое место занимают технологии в ее деятельности и как применение современных ИТ-решений влияет на прибыльность бизнеса. Эти и другие вопросы стали предметом беседы финансового директора Lombard Tyres Шона Крюгера и директора по развитию бизнеса 4most, партнера SAP, работающего в ряде стран на юге африканского континента, Юджина Оливьера с научным редактором PC Week/RE Ольгой Павловой.
PC Week: Шон, для начала расскажите нам, чем занимается ваша компания.
Шон Крюгер: Lombard Tyres ведет свою историю с 1983 г., и с тех пор она превратилась в разветвленную сеть торгово-сервисных центров, разбросанных по большой территории, начиная от города Клерксдорп на северо-западе страны и заканчивая Преторией на востоке. Наши тридцать центров, в которых работает 350 сотрудников, оказывают широкий спектр услуг по продаже и обслуживанию шин всемирно известных марок, а также производят шиномонтажные и балансировочные работы. Соответственно нам приходится иметь дело с огромными объемами информации, обработать которые вручную, без использования современных технологий, просто невозможно. Так, в наших базах данных хранится информация о 1500 лицевых счетах клиентов, 15 000 номенклатурных позиций, а ежегодно у нас проводится 500 000 транзакций.
PC Week: Кто отвечает за использование ИТ в вашей компании? Есть ли у вас собственная ИТ-служба?
Ш. К.: Lombard Tyres относится к среднему бизнесу, а в компаниях подобного уровня отдельного ИТ-подразделения, как правило, не существует. Именно поэтому для нас так важно иметь надежного и квалифицированного партнера, который делился бы с нами опытом и полезными советами. Около года назад мы объединили свои усилия с компанией 4most, ведущим поставщиком SAP ERP-решений, и уже получили от них несколько рекомендаций по организации нашей ИТ-инфраструктуры. Мы очень довольны этим сотрудничеством, и теперь у нас нет необходимости ни в собственном ИТ-директоре, ни в собственном ИТ-отделе.
PC Week: В чём вы видите специфику использования ИТ в шинном бизнесе?
Ш. К.: С моей точки зрения, во главу угла деятельности компании, работающей на шинном рынке, должно ставиться обслуживание клиентов. Именно поэтому самое важное для нас — удержать клиента, получить преимущество над конкурентом, а единственным способом добиться этого служит умение лучше позиционировать товар. При этом надо отметить, что товаром у нас по сути является обслуживание, а не сами шины. Важно проконсультировать клиента о типах шин, предложить различные варианты и объяснить, как их следует использовать. Такой сервис и есть нечто дополнительное, чего не делают наши конкуренты, собственно он и отличает Lombard Tyres от других компаний. Мы надеемся, что в следующий раз, когда клиенту понадобятся шины, он сразу придет к нам.
Исходя из такого подхода первостепенное значение для нас имеет мобильность сотрудников. Нам важно, чтобы у них имелся доступ ко всем информационным ресурсам компании, где бы они ни находились. Так, благодаря возможности использовать iPad в работе в качестве базового инструмента я могу, находясь в командировке, по-прежнему иметь доступ к нашим сервисам и получать информацию с помощью мобильного приложения.
PC Week: Каким образом была реализована данная возможность? Какое ПО используется для этой цели?
Ш. К.: Всё началось с поисков новой программы для управления финансами. И в результате в августе 2012 г. Lombard Tyres с помощью нашего консультанта, компании 4most, внедрила ERP-систему SAP Business One, обеспечившую нам возможность сквозного управления ключевыми функциями бизнеса в единой интегрированной среде в режиме реального времени. Реализация проекта заняла около четырех месяцев, и к настоящему времени 67 сотрудников компании используют это решение в своей работе. Но мы не останавливаемся на этом и вслед за внедрением на уровне руководства делаем теперь это решение доступным на других уровнях.
Приятным бонусом данного решения явилось наличие мобильного приложения, которое мы стали развертывать уже в ходе проекта по внедрению SAP Business One.
Юджин Оливьер: Со своей стороны я хотел бы отметить удобство установки мобильного приложения из состава SAP Business One. Приложение просто загружается на мобильное устройство, где указываются необходимый IP-адрес и порт, а на стороне ERP-системы задаются идентификатор устройства, имя пользователя и пароль. И всё — можно начинать работать. То есть настройка устройства занимает буквально 15—20 минут.
PC Week: Решение SAP Business One специально разработано в соответствии с потребностями малого и среднего бизнеса. Однако у нас в России компании, относящиеся к сектору СМБ, обычно предпочитают продукты других вендоров, объясняя это тем, что системы SAP чересчур дороги. Чем вы руководствовались, выбрав данное решение?
Ш. К.: Раньше мы тоже думали, что решения SAP нам не по карману, и когда нам предложили поближе познакомиться с SAP Business One, мы были уверены, что сразу откажемся по причине слишком высокой цены. Однако на деле оказалось, что данный продукт представляет собой весьма экономичный вариант. Внимательно изучив, каких затрат требует его внедрение и какие оно приносит преимущества, мы поняли, что фактически оно легко себя окупает. Я считаю, что поскольку SAP Business One нацелено на малый и средний бизнес, в нем продумана такая структура издержек, что компании из сектора СМБ — такие же, как и мы, — могут позволить себе приобрести это решение.
PC Week: Чтобы понять, какие преимущества приносит внедрение той или иной системы, необходимо рассчитать окупаемость инвестиций. Как отмечают российские ИТ-руководители, такие расчеты — весьма непростая задача. К тому же они носят скорее теоретический, нежели практический характер. А что вы думаете на сей счет?
Ш. К.: На мой взгляд, окупаемость инвестиций — это зачастую несколько абстрактная величина. Мы нашли информацию об уже реализованных проектах внедрения SAP Business One и выяснили, какие конкретно преимущества оно дает. Причем если в описаниях данного решения заявлялось, что окупаемость составила 20%, мы сознательно занижали эту цифру и исходили из того, что получим не больше 5%. Поэтому я убежден, что показатель окупаемости инвестиций крайне умозрителен до момента реального развертывания решения, и только тогда его действительно можно измерить.
Ю. О.: Я хотел бы дополнить Шона с точки зрения отдела продаж. Общаясь с клиентами по вопросам внедрения SAP Business One, мы в первую очередь обращаем внимание на особенности их бизнеса, пытаемся определить ключевые моменты для клиента. Обычно продажа представляет собой логистический процесс, состоящий из двенадцати-четырнадцати этапов, поэтому выгода от исключения лишних этапов очевидна. Благодаря развертыванию решения SAP Business One сделка может проходит всего в четыре этапа. Сокращается и время работы сотрудника: мобильное приложение позволяет вычесть из процесса время на дорогу в офис и ручную работу, причем получаемую экономию можно измерить. Другими словами, минус два часа пути, и за ту же зарплату можно эффективнее использовать время работника для работы с клиентами.
PC Week: Могут ли ИТ, с вашей точки зрения, являться двигателем инноваций и роста бизнеса?
Ю. О.: Приведу соображения, которые не являются исключительной особенностью шинной отрасли. Если с помощью новых технологий удается вести бизнес более эффективно, то вы получаете возможность высвободить значительные средства. А если у вас есть свободные средства (которые, как известно, не так-то легко и найти), то появляются возможности для гораздо более быстрого расширения и развития. Существует всеобщее заблуждение, что снижение цен и повышение доступности информации и технологий уничтожает рабочие места. С моей точки зрения это неверно. Надо держать в голове следующее: “Если я очень хорошо поработаю, то вместо тридцати филиалов сегодня завтра у меня будет шестьдесят”. Но это никогда не будет достигнуто, если не иметь прочного фундамента.
Ш. К.: Мы в Lombard Tyres с помощью новой технологии смогли лучше управлять запасами и значительно снизили их потери. Это позволило высвободить часть средств, так как мы сократили хранимые запасы; в итоге мы получили в свое распоряжение немалые дополнительные средства. Вот отличный пример того, как важно создать фундамент, о котором говорил Юджин. Мы оптимизировали свою деятельность и теперь получаем выгоду в виде дополнительных денежных средств.
PC Week: Сегодня много говорят о том, что трудно найти специалистов нужной квалификации в области ИТ. В вашем регионе эта проблема также существует? В России она ощущается очень остро.
Ю. О.: Мне представляется, что Южная Африка в этом плане еще более уникальна, нежели Россия. У нас уровень образованности — это настоящая проблема. Любая система должна быть простой и максимально понятной, чтобы пользоваться ею мог кто угодно, чтобы ее не боялись. А если говорить с точки зрения бизнеса, то здесь ценна каждая минута — отсюда и мобильные приложения для планшетов. С таким приложением может работать даже ребенок, выбирая нужные кнопки, и эта легкость использования очень помогает.
Еще одна сложность связана со специалистами в области ИТ. Вот вроде бы только вырастили такого специалиста, вложили в его обучение немалые деньги, а он получает выгодное предложение от израильской, канадской или английской фирмы и уезжает. К счастью, нашей компании везет: нам удается сохранять ключевые ресурсы. Кроме того, используемые нами технологии не настолько редки, чтобы нельзя было найти замену ресурсам. Языки разработки Business One SDK — это C++ и Java, свободно доступные в отличие от специфического языка ABAP, который используется в решении SAP ECC 6.0. Очевидно, что разработчиков, которые знают C++ и Java, не так уж мало, однако в целом удержание сотрудников сегодня — настоящая проблема, особенно если учитывать влияние глобализации. Ведь молодые часто выбирают работу за рубежом.
PC Week: В России специалисты, работающие с технологиями SAP, относятся к разряду самых высокооплачиваемых. У вас такая же ситуация?
Ю. О.: Южную Африку трудно сравнивать с другими странами, наша ситуация гораздо сложнее. Тем не менее в нашей компании консультант по SAP Business One получает примерно ту же зарплату, что и другие консультанты. Мы не можем позволить, чтобы их себестоимость возросла, иначе клиенты перестанут пользоваться нашими услугами.
PC Week: Какие из популярных сегодня технологий наиболее актуальны для южноафриканских компаний?
Ю. О.: В настоящее время мы работаем по нескольким направлениям. Одно из них — это внедрение облачных технологий. В первую очередь мы рассматриваем открытые проекты, не требующие значительных инфраструктурных вложений, например Citrix и Remedy. Другое направление, которое нам действительно кажется перспективным, — это внедрение платформы HANA. Четверо наших клиентов уже используют данную платформу, к этому их привела необходимость обработки больших данных. Кроме того, она обладает широкими возможностями анализа, что представляется привлекательным для финансовых консультантов.
PC Week: Спасибо за беседу.