В 2014-м на рынке ИТ значительно повысится роль “третьей платформы”, которая появилась в результате эволюции информационных технологий, объединив мобильные приложения и устройства, облачные услуги, аналитику больших данных (Big Data) и социальные сети. Таков прогноз аналитической компании IDC, которая уже несколько лет следит за развитием этой платформы, отмечая, что с каждым годом ее влияние усиливается. К концу прошлого года данная концепция оказалась в фокусе внимания лидеров ИТ-рынка, и поэтому 2014-й станет годом генерального сражения за лидерство по всем технологическим направлениям, составляющим третью платформу.
Двигатели ИТ-рынка — стабилизация экономики и развивающиеся страны
Темп роста мирового ИТ-рынка увеличится с 4% в 2013 г. до 5% в 2014-м благодаря стабилизации мировой экономики, в результате объем рынка достигнет 2,1 трлн. долл. Одним из основных катализаторов подъема будут смартфоны и планшеты. Несмотря на то что рост их продаж сократится с 23% в 2013 г. до 13% в 2014-м, на эти устройства придется порядка 60% роста всего ИТ-рынка.
Оживление ожидается и в других сегментах, таких как серверы (плюс 1,6% в 2014-м против минус 3,5% в 2013-м), системы хранения (2,6% против 0%), сетевое оборудование (7% против 6,1%), ПО (6,2% против 5,6%) и услуги (3,9% против 3,2%). Продажи ПК продолжат сокращаться, но темп спада несколько замедлится с 10% в прошлом году до 6% в 2014-м.
Вклад развивающихся стран в рост мирового ИТ-рынка будет увеличиваться. Так, предполагается, что в 2014-м ИТ-расходы в Центральной и Восточной Европе, Азиатско-Тихоокеанском регионе (кроме Японии), на Ближнем Востоке и в Африке вырастут на 10% (в 2013-м этот показатель составил 8%) и достигнут 740 млрд. долл., т. е. 35% от общемирового показателя.
Основной вклад внесет Китай, ИТ-рынок которого вырастет на 12—14%, что составит порядка 30% от ИТ-расходов всех развивающихся стран. Хотя китайский рынок не превышает трети от американского, рост ИТ-продаж в денежном выражении сравняется и в каждой стране достигнет 25 млрд. долл.
По мнению аналитиков, в этом году начнется эра “пост БРИК”, из-за того что на новых рынках закончится время быстрого однородного роста и они будут развиваться по разным направлениям в зависимости от местных условий. Такая ситуация откроет новые возможности перед ИТ-игроками, но и создаст дополнительные риски.
Что касается третьей платформы, то развивающиеся страны будут играть все более важную роль в ее распространении. Так, с 2012-го по 2017-й число пользователей мобильных устройств в развитых странах вырастет на 25%, а в развивающихся — на 100%. К 2015-му или 2016-му по расходам на ИТ-оборудование (серверы, системы хранения, сети и т. д.) развивающиеся страны обгонят развитые.
По спросу на облачные технологии развивающиеся страны пока отстают от развитых, но разрыв сокращается. В 2014-м это соотношение составит один к пяти, а к 2017-му — один к четырем. Аналогичная ситуация складывается и в области Big Data. Так, в 2010-м на развивающиеся рынки приходилось 23% объема цифровой вселенной, в 2014-м, по прогнозу, будет 40%, а в 2020-м — 60%. При этом основным двигателем роста объема данных станут мобильные устройства.
Один рынок — две платформы
IDC делит рынок ИТ на две части — сегмент традиционных технологий, составляющих вторую платформу, который сейчас находится в состоянии стагнации, и быстро растущий сегмент третьей платформы, который будет основным двигателем ИТ-отрасли на ближайшие 20 лет.
По прогнозу, мировой рынок технологий и услуг в области третьей платформы вырастет на 15%, при этом на его долю придется 29% ИТ-продаж и 89% роста ИТ-расходов. А к 2020-му эти показатели достигнут 50 и 100%. В результате начиная с 2014-го технологии третьей платформы будут все активнее отбирать рыночную долю у второй платформы по мере смещения спроса с традиционных технологий на новые. Однако такой каннибализм отнюдь не является единственным источником роста третьей платформы, так как расширение ее влияния будет в первую очередь происходить за счет совершенно новых полезных и экономически выгодных решений, которые невозможно реализовать на второй платформе.
В качестве явного лидера в области третьей платформы IDC выделила компанию Amazon с ее подразделением Amazon Web Services (AWS), которая за последние полтора года добавила к своим недорогим услугам “инфраструктура как услуга” (IaaS) целый ряд продвинутых сервисов “платформа как услуга” (PaaS) и готовит еще более развитые облачные решения, такие как гармоничное взаимодействие сервисов (orchestration), виртуализация десктопов и потоковая доставка приложений, а также предложения по миграции в облака ЦОДов, приложений и сайтов. Аналитики считают, что эти действия Amazon, направленные на захват наиболее прибыльных “кусков” третьей платформы, должны пробудить ото сна других китов ИТ-индустрии.
Так, аналитики ожидают активизации на корпоративном рынке компании Google, которая в отличие от Amazon, в последнее время действовала в этой области довольно вяло. Несмотря на то что Google Enterprise и Google Apps сейчас занимают довольно большую долю на рынке корпоративной почты и средств коллективной работы, а в 2013-м появились IaaS-услуги Compute Engine и Cloud Storage и дополнения к PaaS-услугам App Engine, вклад Google в трансформацию корпоративного рынка оказался гораздо ниже, чем ожидалось. Аналитики полагают, что в этом году Google проснется и воспользуется преимуществами третьей платформы, иначе компания рискует потерять рынок, на котором у нее есть все шансы стать лидером.
Традиционные ИТ-игроки, завоевавшие ведущие позиции в эпоху второй платформы, в 2014-м срочно займутся перестройкой бизнеса, собирая силы для битвы за место на новом рынке. Ожидается, что они будут активно наращивать компетенции в области третьей платформы и ликвидировать или продавать направления деятельности, слабо связанные с их новым фокусом. По мнению IDC, наиболее активными в этом области будут Microsoft, IBM, HP, Dell, EMC, Cisco, Oracle, SAP, AT&T и Verizon.
Конкуренция и консолидация на мобильном фронте
Наступление смартфонов и планшетов на рынок ПК продолжится. По прогнозу IDC, в 2014-м они в 2,5 раза обгонят ПК по объему продаж в денежном выражении. Спрос на смартфоны подстегнет выпуск фаблетов, т. е. моделей с увеличенным экраном, которые отберут часть рынка у небольших планшетов. Но поставки планшетов тоже будут расти, и по доходу от продаж они в этом году обойдут ноутбуки.
Битва между iOS и Android будет набирать обороты. Предполагается, что благодаря выпуску новых моделей и расширению продуктовой линейки (например, за счет iPad Maxi), Apple увеличит количество проданных устройств на 33%. С другой стороны, производители мобильников на платформе Android во главе с Samsung выпустят в три раза больше устройств, чем Apple. Однако Apple вдвое обойдет их по средней цене устройства.
Но аналитики подчеркивают, что ключом к победе на мобильном рынке является не столько объем продаж, сколько экосистема разработчиков и число приложений. Apple долго удавалось сохранять преимущество в этой области благодаря сообществу разработчиков, которые писали приложения для App Store. Однако, по прогнозу, в 2014-м ситуация изменится. Еще в начале 2013-го с Google Play было скачано больше приложений, чем с App Store, а в середине года доход от Google Play вырос до 45% от того, что приносили приложения для iOS, хотя до этого данный показатель не превышал 10%. Если так пойдет и дальше, то к 2015-му Google сможет догнать Apple, что будет для последней такой же катастрофой, как проигранная в 1980-х битва с Microsoft.
Однако тучи сгущаются и над Android'ом. Связано это с тем, что производители мобильников создают свои варианты этой ОС, работающие только на их устройствах. Это приводит к появлению несовместимых версий и вынуждает разработчиков писать много модификаций одного и того же приложения.
По прогнозу, в этом году ситуация только усугубится. Amazon уже использует для своих планшетов специализированную систему Fire OS на базе Android, ожидается, что ее примеру последуют Facebook, Samsung и китайские производители, чтобы выделиться на фоне конкурентов, сократить зависимость от Google и избежать участи производителей ПК, которым достались крохи от того, что получили Intel и Microsoft. И хотя мотивы мобильных игроков понятны, аналитики советуют им задуматься о последствиях. Ведь главная ценность любой платформы — сообщество разработчиков, которые пишут для нее приложения. IDC полагает, что лучшим решением проблемы ветвления Android'а стала бы консолидация производителей вокруг Google Store, так как это позволило бы построить единую, стабильную экосистему разработчиков.
Аналогичная задача стоит и перед Microsoft. Опросив разработчиков, IDC выяснила, что софтверному гиганту удалось добиться некоторого прогресса, сократив разрыв с конкурентами, но он еще велик. Доля разработчиков, заинтересованных в создании приложений для Windows 8, Windows RT и Windows Phone, составила 37%, для Android — 72%, а для iOS — 87%. По прогнозу, в 2014-м Microsoft вряд ли добьется 50%. Если Microsoft не предпримет усилий для объединения своих трех ОС, последствия могут быть фатальными.
Облачные услуги: консолидация платформ и подъем инноваций
По прогнозу IDC, в 2014-м объем продаж облачных услуг и технологий вырастет на 25% и достигнет 100 млрд. долл. При этом порядка 75% дохода придется на публичные облака, потому что именно для них создаются корпоративные приложения и решения нового поколения. Кроме того, произойдут стратегические сдвиги во всех трех сегментах рынка облачных услуг — IaaS, PaaS и SaaS.
В области IaaS ожидается наращивание ресурсов и консолидация. Amazon, Microsoft, IBM, HP и другие будут активно разворачивать новые ЦОДы, потому что в этой области решающими факторами являются масштабы и ликвидность. Предполагается, что к 2017-му в мире будет не больше шести-восьми глобальных поставщиков услуг IaaS. Скорее всего в их число войдут Amazon, Google и Microsoft и несколько ведущих игроков, использующих открытые облачные платформы OpenStack, VMware и CloudStack (каждая из них хочет стать Android'ом облачного мира). Аналитики не исключают, что “эффект Сноудена” приведет к появлению в разных странах законов, ограничивающих возможность передачи приложений и данных за границу. Это приведет к тому, что глобальным игрокам придется срочно расширять территориальных охват, и откроет новые возможности перед региональными поставщиками услуг IaaS, удовлетворяющих специфические требования местных регуляторов.
В 2014-м начнется новый этап дифференциации услуг IaaS. На смену подходу “один размер для всех” придет множество разнообразных инфраструктурных сервисов, зависящих от рабочей нагрузки. В результате усилится конкуренция между провайдерами IaaS и OEM-производителями серверов и систем хранения. Движение в эту сторону уже начали AWS, Rackspace, SoftLayer/IBM, Microsoft, Verizon и AT&T. Предполагается, что развитие в этом направлении продолжится, и в ближайшие год-два у заказчиков появится огромный выбор IaaS-решений.
Уже становится ясно, что чисто инфраструктурные услуги не имеют особого смысла. Чтобы удовлетворить требования корпоративных заказчиков и разработчиков облачных приложений, в этом году провайдеры будут все активнее дополнять IaaS сервисами PaaS, такими как разработка, тестирование, компоновка, развертывание, последующий мониторинг и управление.
В 2014-м и 2015-м в облаках развернется такая же битва за разработчиков, которая сейчас происходит на мобильном фронте. Amazon, Microsoft, salesforce.com, Google, IBM, Oracle, SAP, Pivotal (совместное предприятие EMC и VMware), HP и др. изо всех сил постараются привлечь разработчиков к созданию приложений для их платформ. По прогнозу IDC, к 2017-му более 80% новых облачных решений будет создаваться для шести конкурирующих платформ.
В области SaaS в ближайшие годы ожидается взрывной рост, в результате которого число облачных приложений вырастет в десятки раз, причем две трети из них будут иметь отраслевую или ролевую специализацию.
Большие данные: интеграция с облачными платформами
В 2014-м цифровая вселенная вырастет на 50% и достигнет объема 6 зеттабайт, в основном благодаря развитию мобильных устройств и приложений, социальных сетей и “Интернета вещей”.
Стремление извлечь пользу из этих данных подстегнет спрос на технологии и услуги в области Big Data. По прогнозу, в нынешнем году они вырастут на 30% и достигнут 14 млрд. долл. При этом будет происходить сдвиг спроса от инфраструктуры хранения в сторону аналитических и прикладных решений. В IDC считают, что в ближайшие три года более 80% приложений, созданных на третьей платформе, будут связаны с обработкой больших объемов данных. Ведущие игроки, включая AWS, IBM, Microsoft, salesforce.com, SAP и Oracle, уже начали оптимизацию своих облачных платформ для поддержки Big Data и будут продолжать двигаться в этом направлении, так как иначе им будет трудно привлечь независимых разработчиков.
Особый спрос в области Big Data ожидается на аналитические приложения и услуги, продажи которых будут ежегодно расти на 21% до 2016-го, а в этом году достигнут 4,5 млрд. долл. В этой сфере особую активность проявляют Accenture, IBM, Genpact, TCS, HP, Deloitte, PwC, Capgemini и ряд новых игроков, таких как Fractal Analytics, Mu Sigma, Opera Solutions и AbsolutData Analytics. IDC предполагает, что их примеру последуют другие и в результате за три года число игроков и услуг утроится.
Сдвиг ИТ-рынка в сторону данных приведет к появлению приложений, которые IDC называет одноразовыми (disposable). Поскольку в эпоху третьей платформы данные располагаются отдельно от программ, к ним смогут обращаться самые разные приложения. По прогнозу, в течение пяти лет появится целый класс быстро заменяемых корпоративных приложений, жизненный цикл которых будет насчитывать не десятилетия, а несколько месяцев или лет.
Встроенные социальные сети
Социальные сети становятся стандартной основой для маркетинга и взаимодействия с заказчиками. К 2017-му 80% компаний из списка Fortune 500 обзаведутся активными сообществами заказчиков (сейчас таких 30%). Основными поставщиками социальных технологий для них будут Google, Facebook и Twitter.
Чтобы учитывать пожелания клиентов, 60% компаний из списка Fortune 500 к 2016-му внедрит инновационные средства управления на базе социальных технологий, например такие, которые предлагают Lithium, Spigit, Imaginatik, HYPE и Brightidea. В результате в области производства произойдет переход от бизнес-модели “сделай и продай” к “узнай и отреагируй”.
В 2014-м в области корпоративных соцсетей начнется переход от автономных систем к решениям, объединенным с облачными платформами, они станут стандартной услугой PaaS-поставщиков, таких как IBM, Oracle, SAP, salesforce.com и Amazon. Социальные технологии сольются с бизнес-процессами и рабочими потоками предприятий. Подобная интеграция значительно повысит отдачу от корпоративных соцсетей и приведет к росту их популярности. Встроенные в PaaS-приложения соцсети, объединяющие людей с информацией и работающие в контексте бизнес-процесов, станут стандартом.