ИТ-мир переживает этап качественной трансформации в связи с переходом к новым облачных реалиям, и данный процесс протекает очень непросто даже для опытных ИТ-гигантов. Это хорошо видно на примере Microsoft, которая, являясь крупнейшим в мире поставщиком ПО, свой бизнес ведет на стыке корпоративного и потребительского сегментов ИТ-рынка. Отметим, что именно такая дуалистическая модель бизнеса нашла отражение в новой организационно-отчетной структуре Microsoft, принятой компанией с нынешнего финансового года (начался 1 июля 2013-го). По отчетам корпорации можно не только следить за тем, как реализуются обещания её руководства по преобразованиям деятельности, но и анализировать важные процессы, характерные для ИТ-отрасли в целом (см. также “Microsoft отчиталась по новой схеме”).
По итогам II квартала текущего финансового года (IV квартал календарного 2013-го) доход Microsoft составил 24,52 млрд. долл., а чистая прибыль — 6,6 млрд., что выше аналогичных показателей годичной давности соответственно на 14 и 3%. В целом результаты, конечно, отличные, особенно для бизнеса такого огромного объема и столь высокой рентабельности. Но если принимать во внимание аспекты “трансформации”, то над некоторыми данными стоит поразмышлять (см. таблицу).
Прежде всего довольно очевидна тенденция к снижению доходности потребительской составляющей бизнеса Microsoft (Devices & Consumer): объемы продаж пользовательского ПО продолжают неуклонно снижаться. Хотя общий объем потребительской части все же растет, но его увеличение идет за счет наращивания продаж аппаратных средств. Руководство компании отмечает это как позитивный факт, но нужно учесть, что маржинальность этого направления на порядок ниже, чему у традиционного для Microsoft софтверного бизнеса (8,7 и 88% соответственно).
Тут любопытно, что в финансовой отчетности по отдельным подразделениям корпорация стала теперь указывать сведения по марже (разница между ценой и себестоимостью продукции). Иногда понятие “маржа” употребляется как синоним прибыли, но на самом деле это неверно: прибыль получается после вычета из маржи затрат на исследования и разработку, на маркетинг, на содержание аппарата управления и пр. Для примера скажем, что общая маржа Mcirosoft в четвертом квартале составила 16,3 млрд. долл., а операционная прибыль (за вычетом всех затрат) — 8 млрд. Поэтому можно уверенно сказать, что подразделения Devices & Consumer Hardware и Devices & Consumer Other по-прежнему глубоко убыточны для Microsoft.
Если же говорить об итогах работы компании во втором полугодии календарного года, то, по её данным, доходы направления Devices and Consumer выросли по сравнению с прошлым годом на 13% — до 11,91 млрд. долл. Доходы от продаж Windows OEM в целом хотя и сократились на 3%, но поставки Windows OEM Pro на 12% увеличились. Объемы продаж устройств Surface в IV квартале более чем удвоились по сравнению с третьим календарным кварталом (893 и 400 млн. долл. соответственно), однако такое сравнение не очень корректно, поскольку основной пик спроса на потребительские товары приходится как раз на предновогодний период. В IV квартале Microsoft поставила в розничную сеть 7,4 млн. консолей Xbox, в том числе 3,9 млн. Xbox One и 3,5 млн. Xbox 360. По оценкам Microsoft, доля Bing на рынке поисковых систем выросла до 18,2%, а доходы от поисковой рекламы — на 34%.
Что касается доходов от коммерческой части бизнеса (продукты и услуги для организаций), то они увеличились на 10%, до 12,67 млрд. долл. По конкретным продуктовым направлениям Microsoft ограничилась довольно общими сведениями: темпы роста продаж SQL Server и System характеризуются двузначными цифрами (в процентах), Office 365 и Azure — трехзначными, а доходы от продаж коммерческих облачных сервисов в целом выросли более чем в два раза.
Направление | IV кв. 2013 календарного года доход/маржа | IV кв. 2012 календарного года доход/маржа |
---|---|---|
Devices & Consumer Licensing | 5384/4729 | 5703/5131 |
Devices & Consumer Hardware | 4729/411 | 2808/762 |
Devices & Consumer Other | 1793/431 | 1999/886 |
Commercial Licensing | 10 888/10 077 | 10 135/9326 |
Commercial Other | 1780/415 | 1389/216 |
Общекорпоративные расходы | (55/77) | (578/557) |
Общие доходы | 18 529 | 16 008 |
Итого | 24 519/16 235 | 21 456/15 764 |
Источник: Microsoft.