Основная масса новостей с конференции Open Compute Summit (г. Сан-Хосе, шт. Калифорния) была связана с такими известными компаниями, как Facebook, ARM, Advanced Micro Devices, Microsoft и Seagate. ARM, например, разработала стандарт серверной платформы под свои 64-разрядные процессоры. AMD представила свой первый процессор с архитектурой ARM — систему на кристалле (SoC) A1100 Seattle, Microsoft присоединилась к проекту Open Compute Project (OCP).
Servergy и Rex используют технологии, разработанные фирмами Freescale, Xilinx и Adapteva, для создания небольших высокоэффективных систем.
Вместе с тем организованная OCP конференция привлекала также небольшие компании и стартапы, которые стремятся использовать в своих продуктах спецификации открытого и энергоэффективного оборудования для ЦОДов. В частности, Servergy и Rex Computing решили представить на Open Compute Summit свои разработки и дать некоторое представление о том, что они готовят.
Servergy, проектирующая серверы с высокоэффективным расходом энергии, в октябре 2013 г. выпустила свою первую систему в новой линейке Cleantech — CTX-1000. На Open Compute Summit представители Servergy продемонстрировали эту систему и рассказали о будущем 64-разрядном ускорителе ввода/вывода и сервере Cleantech, которые предназначены для решения задач с интенсивным вводом/выводом в ЦОДах при их горизонтальном масштабировании.
“Выпуская новый класс серверов Servergy Cleantech Server, мы хотим показать, какого уровня энергоэффективности и экологичности позволяют достичь технологии, обеспечивая при этом лучшие показатели производительности ввода/вывода в пересчете на один ватт потребленной энергии и единицу высоты сервера, совокупной стоимости владения (TCO), текущих расходов и экономического эффекта”, — заявил учредитель, председатель правления и генеральный директор Servergy Билл Мэпп.
Компания использует в своих системах архитектуру микросхем Freescale Power, которая обеспечивает высокую плотность размещения и небывалую эффективность и призвана стать альтернативой традиционным серверам. Системы Cleantech обладают высокой плотностью размещения устройств ввода/вывода и вычислительных компонентов.
Подобные системы начинают выпускаться в то время, когда эффективное использование энергии становится для крупных, предельно масштабированных ЦОДов, в которых работает огромное количество систем и решается колоссальное число задач, столь же важной характеристикой, как производительность. Facebook, одна из компаний, для которых это все имеет принципиальное значение, инициировала создание OCP, чтобы сделать открытыми множество конструкций серверов, разработанных ею для своих ЦОДов. Аналогичный шаг в этом году сделала Microsoft. По слухам, Google тоже разрабатывает собственные системы.
Большинство OEM- и ODM-производителей, выпускающих небольшие высокоэффективные серверы, применяют процессоры архитектуры x86 производства Intel либо AMD, потребляющие мало энергии, или переходят на архитектуру ARM, используемую в мобильных и встроенных устройствах. В этом году ожидается выпуск SoC на базе новой 64-разрядной архитектуры ARMv8-A, а системы на их основе появятся на рынке позднее в 2014 г. и в 2015 г.
Однако Servergy заявила в сентябре 2013 г., что выбрала не архитектуру ARM, а более зрелую Power. При работе на полную мощность система Servergy CTS-1000 потребляет около 100 Вт. По сравнению с традиционными серверами все ее показатели (от вычислительной мощности до потребностей в охлаждении и пространстве) улучшены на величину до 80%, а скорость ввода/вывода и плотность размещения компонентов повышены в 16 раз. Занимаемая этими системами площадь примерно соответствует листу бумаги, а весят они около 4 кг. Каждая имеет два порта10 Gigabit Ethernet и два Gigabit Ethernet.
Будущая 64-разрядная система войдет в новую линейку серверов Servergy Cleantech Multi-Architecture Platform, плотность размещения которых оптимизирована для задач, требующих как высокой производительности, так и быстрого ввода/вывода. Компания сообщила, что в настоящее время новые системы находятся в стадии разработки и будут выпущены в следующем году.
В свою очередь, созданная в прошлом году Rex Computing продемонстрировала прототип своего первого сервера-лезвия, оснащенного не только процессорами ARM, но и сопроцессорами, разработанными фирмой Adapteva. По сравнению с традиционными серверами эти системы должны иметь более высокую производительность, потребляя значительно меньше энергии, сообщает компания.
“На протяжении десятилетий в производстве оборудования для предприятий преобладали крупные, авторитетные компании, мало заинтересованные в устранении системных проблем в своем бизнесе, — заявил соучредитель и генеральный директор Rex Томас Сомерс. — В ЦОДах и кластерах такие проблемы особенно серьезны: все используемое здесь — базовая архитектура, то, как написано ПО, и даже серверные стойки — стало тормозом инноваций в отрасли”.
OCP помогает стартапам вроде Rex Computing, позволяя использовать им при разработке своих продуктов созданные консорциумом проекты, сказал Сомерс.
Сомерс и соучредитель и генеральный директор Rex Курт Кевилл стремятся решить проблемы ЦОДов, связанные с энергоэффективностью, плотностью размещения и масштабируемостью, за счет использования не только малопотребляющих процессоров, но также энергоэффективных, масштабируемых и легко программируемых сопроцессоров. Прототип создан из 16 отдельных вычислительных узлов, в каждом из которых применяется двухъядерный процессор Zyng ARM производства Xilinx, включающий программируемую пользователем вентильную матрицу (FPGA). Кроме того, в каждом узле используется сопроцессор Epiphany III производства Adapteva.
Отдельный узел потребляет менее 5 Вт, а лезвие в целом — менее 150 Вт, хотя содержит 32 ядра ARM Cortex-A9 и 256 сопроцессоров Epiphany. Лезвие помещается в серверное шасси Torpedo, соответствующее стандартам OCP. По ширине оно втрое меньше традиционных лезвий.
На конференции Rex предоставила участникам организованного OCP хакатона доступ к комплектам инструментов разработки Parallella board для 16-ядерных систем и позволила им запустить свой проект на лезвии с 256 сопроцессорами Epiphany.