Глава Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров выступил на очередном заседании Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, которое прошло под председательством главы Правительства Дмитрия Медведева. Министр рассказал о преимуществах внедрения электронного документооборота в органах исполнительной власти.

Согласно докладу главы Минкомсвязи России, сегодня количество уведомлений, отправляемых органами власти гражданам, составляет сотни миллионов, а затраты на их доставку — миллиарды рублей. Так, за 2013 год от Министерства внутренних дел (МВД), Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России было отправлено 270 миллионов заказных писем, что обошлось федеральному бюджету в 7 миллиардов рублей.

При этом значительные расходы не оправдывают себя полностью. Например, около 20% писем, отправленных службой судебных приставов, возвращаются, так как получатели не забирают уведомления в почтовых отделениях. В результате налоги, штрафы остаются неоплаченными, и у граждан возникают судебные споры.

«Для того чтобы решить эту проблему, мы предлагаем перейти от бумажных к электронным юридически значимым уведомлениям», — сказал на заседании Николай Никифоров. Он добавил, что уведомления, заверенные квалифицированной электронной подписью органа власти, будут поступать по защищенным каналам в информационную систему единого оператора рассылки, предоставляющего услугу так называемой «гибридной» доставки. Предполагается, что таким оператором будет «Почта России», которая сегодня доставляет большинство писем от государства, уточнил министр.

На старте проекта электронная рассылка будет поступать гражданам, которые добровольно согласились на это. «Почта» будет доставлять уведомления в электронном виде или на бумаге, в зависимости от наличия согласия получателя на электронную рассылку. Для надежности будет использоваться инфраструктура электронного правительства с соблюдением всех требований по защите персональных данных.

Гражданам, подписавшимся на электронную доставку уведомлений, «Почта России» также обеспечит возможность мгновенно оплачивать штрафы «в один клик» и без комиссии.

По результатам заседания, было решено организовать пилотный проект на базе Московской области для электронных уведомлений от ФССП и ГИБДД России.

В качестве второго значимого вопроса участники заседания рассмотрели переход федеральных органов исполнительной власти на электронный обмен документами, который должен быть осуществлен до конца 2017 года.

По данным министерства, ежегодно между органами власти отправляется более 15 миллионов документов. В 2013 году были проведены исследования в 79 федеральных органах исполнительной власти, которые выявили ряд проблем, связанных с отсутствием современных систем электронного документооборота, различием в форматах данных, а также преобладающим количеством ручных операций.

Глава Минкомсвязи России предложил сократить трудозатраты на операции с бумажными документами и уменьшить время согласования, подписания и отправки документа за счет автоматизации этих процедур.

Николай Никифоров отметил, что в этом направлении уже были сделаны первые шаги: в прошлом году министерство реализовало ряд пилотных проектов по обмену электронными документами, подписанными электронной подписью. В качестве участников пилотных проектов выступили Аппарат Правительства, Минкомсвязь, Минфин, Минэкономразвития и Минюст. В результате проектов был отработан принципиальный механизм взаимодействия, позволяющий осуществлять передачу юридически значимых электронных документов в электронном виде.