Интеграторская компания “Инфосистемы Джет” сообщила об образовании Центра телекоммуникационных продуктов и решений (ЦТПР) и выводе на рынок двух собственных продуктов для операторов связи. Это — система персонификации трафика абонентов Jet Subscriber Manager и приложение для тонкой настройки и персонализации операторских услуг Jet Toolbar. Тем самым компания заявляет о том, что телеком-направление становится для неё одним из стратегических.
ЦТПР ориентирован на бизнес-задачи телеком-операторов
В условиях увеличения конкуренции, активности абонентов и растущего числа новых интернет-сервисов у операторов связи во главе угла стоят три основных бизнес-задачи. Первая — повышение доходности, подразумевающее рост ARPU (Average Revenue Per User), стоимости удельной единицы полосы пропускания для Flat-Rate-тарифов, единицы объема данных и получение прибыли со смежных рынков (OTT, Internet Advertizing).
Вторая — снижение расходов, т. е. уменьшение себестоимости передачи данных и исключение возможности перегрузки сети (потери трафика). В условиях контролируемой перегрузки необходимо управлять приоритетами трафика или облегчить работу перегруженного участка. И, наконец, третья, но при этом не менее важная задача — повышение лояльности и удержание абонентов (Churn Control). Для этого необходимо расширение набора каналов взаимодействия с абонентом, предоставление ему полезной информации, получение от него обратной связи.
На решение этих бизнес-задач и будет направлена работа ЦТПР. В нём будет аккумулирована экспертиза по решениям для операторов связи. Центр теперь отвечает за формирование и продвижение продуктового портфеля для телеком-операторов, а также за развитие отношений с вендорами. Все проекты предполагается реализовывать в тесной связке с подразделениями технического центра компании по различным технологическим направлениям, таким как сетевые решения, дата-центры, информационная безопасность и т. д.
На базе ЦТПР развернут полнофункциональный, эмулирующий инфраструктуру интернет-провайдера стенд, на котором демонстрируются возможности собственных продуктов, в том числе по интеграции с решениями вендоров. На нем реализованы такие кейсы, как приоритезация и категоризация трафика, обеспечение двусторонней связи между абонентом и провайдером для предоставления таргетированных услуг.
В ЦТПР созданы рабочие и тестовые зоны, в которых идет разработка и развитие решений, апробируются новые продукты и комплексные системы, проводится их нагрузочное тестирование. Для пилотных интеграций с инфраструктурой заказчика и “боевой” демонстрации решений собраны специализированные мобильные комплексы.
DPI-cистемы повышают эффективность сети
Абоненты пользуются разными типами приложений, которые делятся на две основные категории: требовательные к полосе пропускания (Peer-2-Peer, Video Streaming и др.) и чувствительные к минимальным задержкам (online-игры, Skype и т. д.). Для эффективной отдачи от вложенного капитала необходимо, с одной стороны, максимально задействовать полосу пропускания существующих каналов, а другой — поддерживать высокий уровень удовлетворенности клиентов. С этих позиций и выстраивается уровень приоритетов для различных видов сообщений.
Решение операторских бизнес-задач требует реализации комплексных систем управления трафиком с использованием целого ряда средств. И здесь на первый план выходят DPI-решения (Deep Packet Inspection). Они осуществляют глубокий анализ трафика (в частности, накопление статистических данных, проверку и фильтрацию сетевых пакетов по их содержимому) и управление им в соответствии с поставленными задачами.
Российский рынок DPI-систем еще молод. Драйвером его развития стала принятая ассоциацией 3GPP (3-rd Generation Partnership Project) концепция развития сетей 3G и 4G, неотъемлемым элементом которой являются системы DPI. В РФ подъем интереса к этим системам полтора-два года назад способствовало отечественное законодательство, потребовавшее от операторов ограничить доступ абонентов к противоправному контенту в Интернете.
Аппаратно-программные DPI-решения позволяют обрабатывать в реальном масштабе времени огромные потоки информации со скоростями 100—300 Гбит/с. Это действительно решения операторского класса, и стоимость систем каждого из трех основных игроков российского DPI-рынка (Allot Communications, Procera Networks и Sandvine) исчисляется сотнями тысяч долларов для крупных операторов. Но поскольку грань между продуктами для операторов связи и для крупных корпоративных структур невелика, то можно предположить скорое проникновение таких решений и в сети корпоративных заказчиков.
DPI-решения Jet Subscriber Manager и Jet Toolbar
“Решение операторских задач требует внедрения систем управления трафиком с использованием целого ряда средств, при этом каждое из них должно быть встроено внутри самого комплекса и совместимо с существующими системами оператора, — сказала Елена Фоминская, директор ЦТПР компании “Инфосистемы Джет”. — Опыт работы с системами управления трафиком, развитие DPI-тематики, понимание логики телекоммуникационного бизнеса и послужили драйверами для разработки собственных продуктов, отвечающих насущным потребностям операторов”.
Наличие таких продуктов позволяет усилить и обогатить интеграторский потенциал, получить кастомизированные под конкретного заказчика бизнес-кейсы и обеспечить необходимую экономическую эффективность внедрений. “В нашем активе множество вендорских продуктов, — отметила г-жа Фоминская. — Мы знаем их ограничения и внедряем только те из них, которые действительно необходимы заказчику, собирая “пазл” вокруг ядра собственных продуктов. Такой подход позволяет нам успешно решать бизнес-задачи операторов”.
“ Jet Subscriber Manager и Jet Toolbar отвечают насущным потребностям операторов и не имеют при этом недостатков коробочных решений, — считает Даниил Виняр, руководитель группы перспективных разработок Центра сетевых решений компании “Инфосистемы Джет”. — Они отличаются платформенностью: внедрение на их базе любого нового сервиса не влияет на существующие бизнес-процессы”.
Jet Subscriber Manager (JSM) — программное решение класса PCRF (Policy & Charging Rules Function), которое является ядром, “мозговым центром” комплексного РСС-решения (Policy and Charging Control). Модуль представляет собой набор программных компонентов, позволяющих обеспечить интеграцию DPI-решения с системами оператора, реализовать сложные абонентские сценарии и различные схемы уведомления и тарификации абонентов.
Этот продукт может управлять трафиком на основании различных данных, например о профиле абонента и доступных ресурсах сети. Его использование позволит оператору повысить гибкость тарифной политики, качество сервиса именно для тех услуг, приложений или ресурсов, которые востребованы абонентами в конкретный момент времени, реализовать дополнительные опции к тарифным планам, подключаемые абонентами на временной основе. JSM может поддерживать работу 1 млн. активных абонентов.
Но в условиях острой конкуренции на операторском рынке одного лишь повышения качества и разнообразия услуг недостаточно. Стоит задача персонализации этих сервисов, причем как при предоставлении существующих, так и при предложении и рекламе новых. При этом для самого оператора важна быстрая обратная связь с абонентом, а для абонента выбор и подключение такой практически персональной услуги должны быть очень удобными и максимально быстрыми.
Об этом и должен позаботиться продукт Jet Toolbar. Он предназначен для организации канала обратной связи оператора и абонента услуг передачи данных. Продукт может использоваться как на сетях проводной широкополосной передачи данных, так и для абонентов мобильных сетей. Jet Toolbar позволяет оператору вставлять настраиваемые элементы (виджеты) в любые веб-страницы.
Включение Jet Toolbar в состав комплекса по управлению трафиком дает оператору возможность получить дополнительный канал связи с абонентом для быстрой доставки персонифицированной информации (предложений, рекламы и т. п.), а для абонентов ускорит и упростит доступ к наиболее актуальным для него сервисам. Такой канал может быть интерактивным и при необходимости позволяет пользователю быстро прикупить дополнительный информационный ресурс или нажатием кнопки “Турбо” получить более широкополосный канал при перекачке видеоконтента.