В начале февраля некоммерческая организация Eclipse Foundation отпраздновала свое десятилетие — за это время она выросла из консорциума компаний по поддержке интегрированной среды (IDE) Java-разработок в многопрофильную организацию, которая продолжает задавать тон в разработках ПО с открытым исходным кодом, работая вместе с конкурирующими корпоративными предприятиями и осуществляя общее руководство проектами.

Отмечая десятилетие, некоммерческая организация Eclipse Foundation оглядывается на свои истоки, а впереди видит новые проекты, нацеленные на Интернет вещей, облачные разработки и многое другое.

Первоначальный консорциум, созданный после того как IBM раскрыла в 2001 г. исходный код Eclipse Platform, трансформировался затем в независимую некоммерческую и вендорно-нейтральную организацию Eclipse Foundation с официальной датой рождения 2 февраля 2004 г. Если на первых порах в Eclipse Foundation насчитывалось девятнадцать проектов и пятьдесят участников, то теперь, по словам её исполнительного директора Майка Милинковича, эти цифры выросли до 247 проектов и 205 членов.

Модель коллективного руководства Eclipse привела к созданию целого ряда рабочих групп по таким отраслям и технологиям, как аэрокосмическая и автомобильная промышленность, геоинформатика и Интернет вещей (IoT).

“Этот юбилей является важной вехой для сообщества Eclipse. Мы очень гордимся тем, что сделали, будучи независимой организацией”, — поделился с eWeek Милинкович.

В начале пути Eclipse фокусировалась на расширяемой платформе для создания инструментов разработки настольного ПО. Но в результате роста сообщества его интересы распространились на широкий круг технологий, включая функционально насыщенные клиентские платформы, моделирование, инструментарий веб-разработок, серверные Java-библиотеки, а также фреймворки, протоколы и инструменты для IoT.

“Я бы сказал, что образование первоначального Eclipse Consortium было переломным моментом на арене софтверной технологии, — отметил Майк Тейлор, президент и CEO компании Instantiations, члена-основателя Eclipse. — Это напрямую привело к формированию Eclipse Foundation, которая, возможно, стала одной из самых успешных и результативных инициатив в истории свободного ПО. Миллионы людей и компаний используют Eclipse как основу для своих софтверных разработок и приложений. Многолетнее существование этого сплоченного сообщества, создающего поразительно эффективное ПО, является реальным вкладом в развитие технологии. Не всегда всё было гладко, бывало, что между людьми или компаниями возникали резкие разногласия либо кто-то пытался протолкнуть свой собственный план работы. Однако мощь технологической базы Eclipse оказалась важнее любых преходящих моментов”.

Eclipse существенно изменила индустрию Java IDE и средств разработки ПО, став для разработчиков доминирующей Java IDE и инструментальной платформой управления жизненным циклом приложений. Помимо преобладающего влияния в сфере Java, Eclipse стала фактическим стандартом для IDE, работающих с Cи и C++ в индустрии встроенных систем и полупроводниковых устройств.

“За десять лет Eclipse проделала путь от того, что когда-то назвали “IDE для всего и ничего в частности”, к тому, что теперь можно назвать “расширяемым фреймворком для всего и ничего в частности”, — сказал Тодд Уильямс, вице-президент по технологиям и сооснователь Genuitec, члена-учредителя Eclipse. — Несмотря на вроде бы небольшую разницу в словах, в них очень разный смысл. По-моему, первым важным поворотным пунктом для технологии Eclipse стало осознание того, что Eclipse можно использовать гораздо шире, чем просто IDE, и эта идея воплотилась в проекте Rich Client Platform. В результате роль Eclipse на рынке настольного ПО вышла за рамки первоначальной специализации на IDE”.

По словам Милинковича, начиная с 2006 г. Eclipse стала первой организацией в сфере свободного ПО, продемонстрировавшей способность выпускать строго к назначенному сроку ежегодные релизы.

Он добавил, что Eclipse стала первой СПО-организацией, доказавшей возможность успешного сотрудничества рыночных конкурентов — а среди них были IBM, BEA, Borland, Sybase, Oracle, SAP, Google и другие — в управлении СПО-сообществом.

“Мы доказали, что в управлении сообществом могут участвовать крупные компании, зачастую являющиеся прямыми конкурентами, и при этом установили высокую планку управления интеллектуальной собственностью в СПО-организации”, — отметил Милинкович.

Eclipse выработала целый ряд успешных практик в управлении интеллектуальной собственностью СПО, которые открыли широкие возможности для использования свободной технологии Eclipse в коммерческих продуктах. Eclipse просканировала более 2000 сторонних СПО-библиотек на предмет их чистоты в плане вопросов интеллектуальной собственности.

“Начав свою жизнь со смелого эксперимента в корпоративном применении СПО, Eclipse Foundation за десятилетие превратилась из специализированного проекта по Java-разработкам в разностороннее сообщество, поддерживающее широкий круг языков и запросов, — отметил главный аналитик RedMonk Стивен О'Грейди. — От разработок на базе браузеров к Интернету вещей: Eclipse всегда готова к переосмыслению своей роли и адаптации к быстро меняющемуся отраслевому окружению”.

По словам Уильямса, Eclipse самоутвердилась как организация, фундаментально меняющая способы разработок, с внедрением концепции динамических модулей OSGi и ее эталонной реализацией в проекте Equinox.

“Проект Rich Client Platform и проект Equinox, — сказал он, — стали двумя точками перегиба, позволившими Eclipse проникнуть практически во все сферы использования ПО, будь то настольные и серверные системы, облако, мобильные устройства или IoT. В настоящее время это очень напоминает TCP/IP с множеством слоев, используемых как базис для массы интересных вещей, но часто невидимым для большинства из нас образом”.

Милинкович работает исполнительным директором организации с момента основания Eclipse. В беседе с представителями eWeek он рассказал, что до этого у него почти не было опыта работы с сообществом открытого исходного кода, но его очень интересовало, как свободный код повлияет на софтверную индустрию.

“Я люблю свое дело, и мне кажется, я полностью выложился после столь долгих трудов в софтверной компании, — сказал он. — Эта работа меняет взгляды на то, как создается ПО и что стимулирует разработчиков к освоению технологий”.

В ответ на вопрос, как изменится Microsoft и ее подход к ПО с открытым исходным кодом при новом руководстве, Милинкович сказал: “Когда-нибудь Microsoft поймет, что ей действительно необходимо внедрять свободный код, и когда это произойдет, надеюсь, что она займется этим именно в Eclipse. Ее конкуренты давно и успешно работают с открытым исходным кодом”.

Как говорит Милинкович: “Все, кто входит в сообщество Eclipse, гордятся его делами и рассчитывают на еще большие успехи в будущем. Сообщество Eclipse быстро растет в таких интригующих направлениях, как веб-разработки через Orion, средства создания ПО для технической аппаратуры с особыми требованиями к безопасности, геоинформационные технологии, а также протоколы, фреймворки и инструментарий для Интернета вещей. Широта технологий, над которыми работают в Eclipse, буквально захватывает дух”.

Новый интерес организации к IoT, продолжает Милинкович, стал и его личным хобби, и он даже купил устройства Raspberry Pi и Arduino, начал создавать для них приложения и экспериментировать с технологией. На его взгляд, направление, в котором работает Eclipse в связи с IoT, цепочками инструментов PolarSys для встроенных систем и инструментарием Orion для облачных разработок, открывает для организации большое будущее.

Мик Керстен, глава компании Tasktop Technologies и создатель популярного проекта Eclipse Mylyn, похвалил Eclipse за успешную работу на благо разработчиков корпоративного ПО, но отметил, что сегодня от организации требуется большее.

“За прошедшие десять лет многие свободные инструменты трансформировались в продуктивный труд разработчиков, — отметил он. — JUnit изменил формы тестирования. Subversion, а затем Git изменили то, как мы управляем кодом. Сравнительно новые Jenkins, Sonar, Puppet и Chef трансформировали способы создания и развертывания продуктов. И Eclipse все это вложила в руки разработчиков, связав инструменты с объединенной, открытой и интегрированной настольной средой. Все это в корне преобразовало продуктивность труда в Java-разработках и поныне действует в том же направлении. Но несмотря на продолжающийся рост и успехи на корпоративном поле, платформа Eclipse менее востребована у новой породы JavaScript-разработчиков, которые все еще пребывают в мире 1990-х годов и постоянно ищут свой выбор среди несметного числа разношерстных текстовых редакторов. По мере взросления инструментария и фреймворков для JavaScript, я уверен, будущее мобильных и веб-разработок больше станет похожим на мир Eclipse, чем на среды, где то и дело приходится работать с командной строкой. Вопрос в том, как это осуществить на практике”.